Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
отличном от Э. Дюркгейма варианте) относят и другого крупнейшего социолога, 
нашего современника – Р. Мертона. Он также считается родоначальником «теорий 
напряжения» (Strain Theories). P. Мертон, как и Э. Дюркгейм, рассматривает 
различные проявления девиантности как закономерное порождение социальных 
условий. «Мы исходим из предположения, – пишет Р. Мертон, – что определенные 
фазы социальной структуры порождают обстоятельства, при которых нарушение 
социального кодекса представляет собой "нормальный" ответ на возникшую 
ситуацию»*.
   * Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. С. 299.

  
  Люди стремятся к успеху. В современном обществе богатство выступает 
признанным всеобщим символом успеха. Но часть населения живет в зонах трущоб, 
при ограниченных социальных возможностях («напряжение»). При этом возрастает 
жесткость классовой структуры, сокращается возможность легально изменить 
социальный статус в сторону его повышения. А ведь именно классовая структура 
обусловливает неравенство возможностей, различия в доступе к ценностям общества.
 «Поэтому отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом 
несогласованности между определяемыми культурой устремлениями (к успеху, 
богатству. – Я. Г.) и социально организованными средствами их удовлетворения»*. 
Р. Мертон продолжает: «Обман, коррупция, аморальность, преступность, короче 
говоря, весь набор запрещенных средств, становится все более обычным, когда 
значение, придаваемое стимулируемой данной культурой цели достижения успеха 
расходится с координированным институционным значением средств»**.
   * Там же. С. 302. 
   ** Там же. С. 304. 
  
  Возникает напряжение (strain). Требования культуры, предъявляемые к 
конкретному лицу, оказываются несовместимыми. «С одной стороны, от него требуют,
 чтобы оно ориентировало свое поведение в направлении накопления богатства; с 
другой – ему почти не дают возможности сделать это институциональным способом. 
Результатом такой структурной непоследовательности является формирование 
психопатической личности и (или) антисоциальное поведение, и (или) 
революционная деятельность»*.
   * Там же. С. 309.
  
  Культура каждого конкретного общества определяет его цели и легальные, 
институционализированные средства их достижения. В зависимости от принятия (+) 
или непринятия, отрицания (-) целей и средств существует пять теоретически 
возможных типов поведения (способов приспособления индивидов к социальным 
условиям), которые Р. Мертон сводит в таблицу (табл. 4.1).
  
   Таблица 4.1
Типы поведения (адаптации) по Р. Мертону

Тип
Определяемые культурой цели
Институционализированные средства
Конформизм
+
+
Инновация (реформизм)
+
–
Ритуализм
-
+
Ретретизм
-
-
Мятеж
-
+
-
+
  
  Итак, индивиды, разделяющие цели общества и принимающие средства их 
достижения, будут вести себя законопослушно, конформно. Те, кто принимает цели, 
но не согласен с предоставляемыми средствами, будет предпринимать шаги по их 
улучшению, заниматься реформаторской, инновационной деятельностью. Не 
принимающие цели или, что гораздо чаще, относящиеся к ним безразлично, но свято 
придерживающиеся легальных средств, будут беспрекословно следовать принятым 
нормам – ритуалисты. Не принимающие ни цели, ни средства данного общества будут 
либо «бежать» из него, уходя в алкоголь, наркотики, из жизни (самоубийство) – 
ретретистское поведение, либо пытаться все изменить – мятежники (по Мертону), 
революционеры.
  В целом «антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только 
тогда, когда система культурных ценностей превозносит, фактически превыше всего,
 определенные символы успеха, общие для населения в целом, в то время как 
социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-