Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
общество без преступности совершенно невозможно»*.
   * Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности М., 1966. С. 
39-40.
  
  Более того, «преступность необходима; она прочно связана с основными 
условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те 
условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции 
морали и права... Чтобы был возможен прогресс, индивидуальность должна иметь 
возможность выразить себя. Чтобы получила возможность выражения 
индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, необходимо, чтобы 
существовала и возможность выражения индивидуальности преступника, стоящего 
ниже уровня современного ему общества. Одно немыслимо без другого... 
Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых 
перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения... 
Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали 
будущего, шагом к тому, что предстоит!»*. И далее Э. Дюркгейм обосновывает эту 
мысль на примере осуждения Сократа. Итак, девиации необходимы для развития, 
прогресса общества.
   * Там же. С. 42-43.
  
  Но преступность (как и другие девиантные проявления) нормальна при условии, 
что она «не превышает уровня, характерного для общества определенного типа»*. И 
здесь мы подходим к сути теории аномии. По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе 
стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянства, наркотизма, самоубийств, 
преступности и т. п.). В обществах же, быстро меняющихся, в условиях социальной 
дезорганизации наблюдается состояние аномии, когда старые социальные нормы уже 
не работают, а новые еще не освоены, когда существует «конфликт норм» – 
правовых и моральных, публичного права и частного права и т. п., когда 
некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остались не 
урегулированными («нормативный вакуум»). В таком обществе резко возрастают 
проявления девиантности, превышая «нормальный» для данного общества уровень. Э. 
Дюркгейм подробнейшим образом теоретически и эмпирически обосновывает свою 
концепцию на примере самоубийств**.
   * Там же. С. 40.
   ** Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
  
  Думается, хорошей иллюстрацией дюркгеймовской аномии и ее последствий может 
служить современная Россия. Бурные социально-экономические и политические 
изменения конца 80-90-х гг. минувшего века сопровождались противоречиями между 
советскими ценностями и менталитетом, с одной стороны, и новыми экономическими 
и политическими отношениями, с другой; между нормами «социалистического» права 
(уголовной ответственностью за бродяжничество, попрошайничество, 
«паразитический образ жизни», за злостное нарушение паспортного режима, за 
частное предпринимательство и коммерческое посредничество) и новыми нормами 
гражданского права, разрешающими частную собственность, легализующими статус 
безработного (бывшего «тунеядца»); между нравственными ценностями старого 
общества (отрицательным отношением к богатым, стремлением к «равенству») и 
новой моралью (обогащайтесь!). При этом многие сферы общественной и 
государственной жизни оказались без должного нормативного регулирования. 
Соответственно, с конца 80-х гг. наблюдается резкий рост преступности, 
самоубийств, наркотизма. Все «по Дюркгейму»!
  Э. Дюркгейм один из первых развивает теорию общественного разделения труда, 
обращает внимание на роль социально-экономического неравенства в генезисе 
человеческой активности, как позитивной, так и негативной. Он понимает 
эволюционное значение разделения труда («чем примитивнее общество, тем больше 
сходств между индивидами»), его необходимость для развития общества, но видит и 
отрицательные последствия (овеществление личностных отношений, «анормальные 
формы» разделения труда – анемическое, принудительное и др.)*. Всякое живое 
существо стремится к счастью. При этом для человека важно равновесие между 
стремлением к счастью и степенью удовлетворения. Если естественные потребности 
имеют естественные пределы (насытился и есть не хочется), то социальные 
потребности не имеют естественных ограничений, они безграничны. Мы еще вернемся 
к этой теме в гл. 6.
   * Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии. М., 1991. С. 
3-389.
  
  Э. Дюркгейм внес весомый вклад и в разработку проблем социального контроля, 
но к этому мы также вернемся позднее – в ч. IV книги.
  Многие идеи ученого актуальны и сегодня. И это не только (и не столько) 
выявленные им конкретные закономерности некоторых видов девиантности (сезонное 
распределение самоубийств, зависимость уровня девиантности от степени 
сплоченности общества и др.), но и главный социологический вывод: девиантность 
закономерна, девиации выполняют вполне определенные социальные функции, 
общество без девиаций, включая преступность, невозможно. Или, вспомним Г. В. Ф. 
Гегеля, «все действительное – разумно» (имеет основания).
  В заключение заметим, что различные авторы и по разным основаниям относят 
криминологические взгляды Э. Дюркгейма и к теории социальной дезорганизации, и 
к структурному функционализму, и в качестве самостоятельного направления – 
концепции аномии.
  Аномия и «напряжение». К структурному функционализму и теории аномии (в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-