Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
(с точки зрения З. Фрейда, человек асоциален по природе). «Я» – сфера 
сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и 
внешней реальностью – природной и социальной. Ego развивается из Id в процессе 
социализации индивида. «Сверх-Я» – внутриличностная совесть, «хранилище 
моральных установлений», своего рода моральная цензура, представляющая собой 
установки общества. Super-Ego – посредник между бессознательным и сознанием в 
их непримиримом конфликте, ибо сознание само по себе не способно обуздать 
веления бессознательного. Другим важнейшим положением З. Фрейда является учение 
о либидо – половом влечении, которое, начиная с раннего детства, на 
бессознательном уровне определяет большинство намерений и поступков человека.
  Легко представить, сколь обширное поле открывается для девиантологической 
интерпретации этих положений. Это и «победа» бессознательного, проявившаяся в 
конкретном девиантном акте, и либидо, выплеснувшееся в сексуальное или иное 
насилие, и роль невротических реакций в механизме индивидуального девиантного 
поступка, и сублимация (переключение) либидо либо в криминальное русло, либо – 
в творчество!
  Разумеется, учение самого З. Фрейда и его учеников и последователей (К. Юнга, 
А. Адлера, В. Рейха) было неизмеримо сложнее и глубже, чем описанная выше схема.
 Психоаналитический подход позволяет вскрыть глубинные психологические 
особенности различных поведенческих актов. Интересное исследование этой темы 
было предпринято украинским криминологом А. Ф. Зелинским*.
   * Зелинский А. Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. 
Харьков, 1986.
  
  К. Юнг, так же как Фрейд, а еще раньше – Ч. Ломброзо, интересуются проблемой 
творчества. Для них гениальность и помешательство, творчество и преступление, 
«гений и злодейство» – вопреки пушкинскому «Моцарт и Сальери» – совместимы, 
имеют единую природу, одни истоки, в частности, – вытесненную сексуальность, 
сублимацию. К. Юнг внимательно исследует с психоаналитической точки зрения, 
творчество Т. Парацельса и 3. Фрейда, Дж. Джойса и П. Пикассо, Гете и Данте*.
   * Юнг К. Собрание сочинений. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 
1992.
  
  Неофрейдизм, характеризующийся большей «социологизацией» изучаемых процессов, 
сделал еще один шаг в интересующем нас направлении. Так, К. Хорни подробно 
исследует проблему невротизации личности, а ведь среди лиц, находящихся в 
местах лишения свободы наблюдается высокий удельный вес лиц с невротическими 
расстройствами. Мазохизм – моральный и физический – К. Хорни объясняет 
невротическими страданиями. Многие ее идеи о механизмах развития личности, роли 
детства в формировании личности представляют несомненный интерес для 
девиантологии*.
   * См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
  
  Интересно, что в одном из писем К. Юнг так характеризует связь невротизма с 
потенциальными сексуальными отклонениями: «Подлинно здоровое состояние для 
невротика – это сексуальная распущенность»*.
   * Цит. по: Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб., 
1993. С. 167.
  
  Труды другого крупнейшего представителя неофрейдизма – Э. Фромма косвенно или 
непосредственно посвящены девиантологической тематике. Косвенно – когда 
обсуждаются проблемы этики, смысла жизни, «иметь или быть»*. Непосредственно – 
когда ученый один из главных своих трудов посвящает исследованию агрессии и 
насилия как психологического, социального, политическо-еномена**.
   * Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993; Он же. Иметь или быть? М., 1990.
   ** Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  
  С точки зрения Э. Фромма, «все человеческие страсти, "хорошие" и "дурные", 
следует понимать не иначе как попытку человека преодолеть собственное банальное 
существование во времени и перейти в трансцендентное* бытие»**. Это чрезвычайно 
важное для девиантологии положение. Любая девиация, девиантный поступок – 
попытка (осознанная или нет) прорвать сковывающие социальные нормы, 
самоутвердиться, самореализоваться как Индивидуальность, непохожая на «всех 
других», и тем самым «придать смысл своей жизни». Поэтому и садист – человек, 
«который не смог найти другого способа реализовать данные ему от рождения 
качества». И наилучший путь превенции негативных девиаций – «создать такие 
условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет 
всестороннее развитие человека»***.
   * Трансцендентное – выходящее за пределы наличного бытия, повседневности.
   ** Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. С. 27.
   *** Там же. С. 28.
  
  Э. Фромм различает агрессию конструктивную, доброкачественную (например, 
игровая, оборонительная) и деструктивную, злокачественную. Последняя 
проявляется в некрофилии. Типичный субъект некрофилии – А. Гитлер. Его 
деструктивной агрессии и некрофильской сути Э. Фромм посвящает целую главу 
(XIII) своего труда.
  Некрофилам свойственно ратовать за негативные санкции, силовые решения 
конфликтов, за репрессивные меры социального контроля над девиантностью. На 
основании эмпирического исследования в США Э. Фромм делает вывод: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-