Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
  
§ 1. Зарождение девиантологических идей
  
     Что было, то и будет; 
и что делалось, то и будет делаться, 
и нет ничего нового под солнцем.
Екклесиаст
  
  Хотя социология девиантности как наука сформировалась лишь в XIX – XX вв., 
однако разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения 
существовали с того далекого времени, когда общество стало различать и выделять 
из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, 
обществу, государству.
  «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием 
ненависти прекращается она... И не было, и не будет, и теперь нет человека, 
который достоин только порицаний или только похвалы... Нельзя ударить брахмана, 
но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил 
брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика»*, утверждается в 
«Дхаммападе» (Индия, III в. до н. э.). Мысли, полезные и в наши дни. Вообще 
буддизм утверждает терпимость, всепрощение, ненасилие. «Он не благороден, если 
совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не 
совершает насилия ни над одним живым существом»**.
   * Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 129, 132, 133.
   ** Там же. С. 132.
  
  А вот рассуждения Мо-цзы (Китай, 480-400 гг. до н. э.) по поводу 
«экономических причин» девиантности: «Причина в том, хороший год или плохой. 
Если год урожайный, то люди становятся отзывчивыми и добрыми. Если же год 
неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми»*. Он же о позитивных и 
негативных санкциях: «Кто делает добро, того следует прославлять; кто делает 
зло, того необходимо карать»**.
   * Там же. С. 203.
   ** Там же. С. 204.
  
  Кто бы мог подумать, что суть известной американской пословицы «Того, кто 
украл буханку хлеба, сажают в тюрьму; того, кто украл железную дорогу, – 
избирают в Сенат» была высказана иными словами еще Чжуан-цзы (Китай, 369-286 гг.
 до н.э.): «Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, 
становится правителем». Его же рассуждение о двойственной роли, «балансе» 
девиаций – позитивных и негативных: «Если мудрецы не умрут, то большие 
разбойники не исчезнут»*. Чжуан-цзы выступает против ханжеского лицемерия 
слишком «правильных» людей: «Кто чрезмерно нравственен, тот затемняет природу 
вещей, дабы сделаться таким знаменитым... В настоящее время трупы осужденных по 
различным причинам на смерть лежат наваленными друг на друга, а закованные в 
кандалы толкают один другого на дорогах. Куда ни посмотришь – всюду можно 
видеть приговоренных к различным наказаниям. А конфуцианцы и последователи Мо 
Ди почтительно ходят на цыпочках, пробираясь среди толп заключенных с колодками 
на шее. О! Сколь велико их бесстыдство и криводушие»**.
   * Там же. С. 214. 
   ** Там же. С. 212, 214.
  
  Киники, будучи сами «девиантами», отрицающими многие моральные нормы своего 
времени, вскрывающими лицемерие, глупость, ханжество современников, с присущим 
им цинизмом откликались на «девиантные» ситуации. Так, основоположник кинизма 
Антисфен, увидев прелюбодея, спасавшегося бегством от неминуемой расправы, 
заметил: «Несчастный! Какой опасности ты мог бы избежать всего за один обол»*. 
Напомним, что один обол – входная плата в публичный дом, установленная Солоном.
   * Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М., 1984. С 
54 
  
  Подчеркивая относительность людских привычек, другой известный киник Диоген, 
говорил: «Если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на все 
средним пальцем, то подумают, что он сошел с ума, а если – указательным, то 
нет»*. Диоген не обошел и уже упоминавшуюся тему «хлеба и железной дороги». 
Увидев, как жрецы ведут мальчишку, укравшего чашу из храма, он воскликнул: 
«Крупные воры погоняют мелкого!»**.
   * Там же. С. 65. 
   ** Там же. С. 69.
  
  Одним из первых философов-энциклопедистов был Аристотель, оставивший после 
себя систему знаний, накопленных человечеством и развитых самим Аристотелем. В 
его огромном творческом наследии мы находим мысли, интересные и в 
девиантологическом отношении. Одно из принципиальных положений: «Люди ведут 
такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда»*.
   * Аристотель. Сочинения. М., 1983. Т. 4. С. 389. 
  
  Аристотель понимал, что «люди вступают в распри не только вследствие 
имущественного неравенства, но и вследствие неравенства в получаемых почестях...
 Люди поступают несправедливо по отношению друг к другу не только ради 
предметов первой необходимости, ... но также и потому, что они хотят жить в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-