|
спортом?
— "Быстрее, выше, сильнее" — таков девиз первых олимпийских игр. Эти
известные во всем мире слова очень ярко характеризуют задачу спорта —
совершенствование ради того, чтобы стать лучше других. Это хорошо или плохо? С
точки зрения дао-фат — ни хорошо, ни плохо. Но плохо здесь все-таки то, что
спортсмен на пути развития ориентируется не на свои слабые, а на свои сильные
стороны и на слабые стороны соперника. Венцом занятий спортом является победа.
В конг-фу говорят, что победить можно всех, но почти невозможно победить
себя. В настоящих школах никогда не дерутся ради победы. Даже целью поединков
насмерть в старые времена было сохранение жизни, а не победа. В остальных
случаях бои проводились, чтобы добиться определенных пси-хо-физических
состояний.
15
Конг-фу нельзя считать спортом, так как это работа, не имеющая конца,—
работа на всю жизнь. Это определенный образ жизни, в котором все как бы
вывернуто наизнанку — то, что обычный человек выставляет напоказ, человек
конг-фу прячет.
Боксер смеется над шахматистом. Шахматист смеется над боксером. Над ними
обоими смеется фокусник. Мастер конг-фу ни над кем не смеется, он сам — боксер,
шахматист и фокусник. Но он еще и врач, и философ. Не хочу обидеть спортсменов.
Ведь и через спорт можно достичь высокой степени духовности и жизненности,
смотря какую задачу ставить перед собой.
— Вы приверженец Будды — это мне известно. А что для вас личность Иисуса
Христа?
— Во Вьетнаме тоже есть христианские храмы. Я часто бывал в них и много
слышал об Иисусе. Но больше я бывал в буддийских храмах и мне там нравится
больше. Я пока для себя не могу четко сформулировать разницу между Буддой и
Иисусом, но некоторые мысли по этому поводу хочу изложить.
Будда и Иисус были великими Учителями, просветленными людьми. В начале пути
каждый из них по-своему пытался наставлять, создавая свое учение. Но в конце
земной жизни они осознали тщетность попыток обучать через разум — ибо слово,
произнесенное духовным человеком, дойдя до ушей земного, не несет в себе истину.
Поэтому Будду посещали длительные молчания или неуместные улыбки, а Христу для
спасения всего человечества пришлось пойти на крест.
Лично мне не нравится то, что Иисус считаете мучеником. При такой оценке
затушевывается со знательность его поступка, умаляется его сила, ге роизм. Он
не был простым человеком — он бы Мастером. Уже распятый, на кресте, он не
страда от физической боли — он страдал за всех нас Он бы смеялся, но ему было
не до смеха, гляд на бездуховных людей.
— Какова ваша концепция добра и зла?
— Мир несовершенен, поэтому он развивается.
Люди несовершенны, поэтому они хотят стать луч
ше. Добро и зло всегда рядом. Эти понятия от
носительны. Любой сознательный человек различает
их, но часто субъективное добро не совпадает с
объективным. Почему? Глядя на внешний мир, че
ловек не видит себя самого, глядя на себя, он
теряет восприятие внешнего мира. Поэтому, одной
из Главных причин расхождения оценок добра и
зла разными людьми является неодинаковая их спо
собность связывать себя с окружающим миром
Учителя конг-фу не учат добру или злу, не учат отличать одно от другого.
Они учат Дао, то есть Пути. Если человек следует Дао, то независимо от своей
натуры, он будет становиться лучше. Но злому придется дольше идти. Если же
добрый или злой не последуют Дао, то они будут становиться все хуже и хуже.
История знает немало случаев, когда разбойник становился святым, а порядочный
человек в определенных условиях оказывался не годяем. Часто бывает, что кто-то
кажется добрым и скромным от недостатка внутренней энергии, а злым — от избытка
сил и недостатка воспитания
16
— Как в системах конг-фу взаимосвязаны теория и практика?
— Наука и философия, развиваясь и конкре-тизируясь, рождают теорию. Теория,
применяемая в определенной области деятельности, рождает методику. Методика
непосредственно реализуется в практике. Практика дает результат и опыт.
Обобщение предыдущего опыта приводит к выходу за рамки специализации и питает
науку и философию. В свою очередь, обобщение опыта разрушает узость теории.
Занятие теорией мешает практике. Практика входит в противоречие с наукой и
философией. Гибкая философия угнетает прямолинейную методику. Устаревшая
методика мешает обретению нового опыта.
На схеме видно, что теория противоположна практике, поэтому их связать
может только третий элемент — метод. В конг-фу теория всегда воплощается в
жизнь только благодаря специальным методам.
— Чем отличается западный человек от восточного с точки зрения конг-фу?
— Наверное, западный человек отличается от восточного воспитанием, образом
|
|