|
ые поединки с ограниченным контактом. Со временем их можно довести до
очень высокой степени жесткости.
— Наступает очередь ветвей. Роль рук в конг-
фу?
— Из всех частей тела руки имеют самое боль
шое представительство в мозге, ведь они прошли
огромную эволюцию и их возможности безграничны.
Руки могут брать, толкать, разрывать, бросать, бить,
тянуть, играть, обвивать, сдавливать, прилипать,
ласкать, хватать, ловить, писать, листать, рисовать
Соответствие некоторых способов принятия ударов основным
триграммам:
Зан-дон — жесткое отбивание удара любой частью тела; Тхео
дон — мягкое отклонение от удара или использование силы
противника; Чан дон — удар принимает жесткое тело; Чиу
дон — удар принимает мягкое тело
44
НАПАДЕНИЕ
и т.д. до бесконечности. Словом, верхние конечности обладают большим
потенциалом в реализации техники во-дао. Но для этого их надо сделать
универсальными.
Универсальность избавит в бою от замешательства при выборе техники, в любой
момент поможет выполнять любое действие в любом направлении. Чем универсальнее
техника, чем она проще по форме, тем быстрее, точнее и сильнее действие. Эти
три категории имеют огромное значение в конг-фу. Из двух мастеров победит тот,
у которого при других равных показателях движения будут более быстрыми. Но если
и в скорости они не уступают друг другу, успеха добьется тот, чьи движения
сильнее. А коль и здесь соперники равны, то верх возьмет тот, кто более точен.
Таким образом, главный смысл боевой техники заключается в том, чтобы,
отвечая на внутренний или внешний сигнал, передать своевременно определенную
силу в нужное место.
На схеме соотношения защиты и нападения с основными триграммами видно, что
удар соответствует "небу", а блок относится к "земле". Поэтому удар должен
обладать большей спонтанностью, чем блок, а защита — надежностью и простотой,
как земля.
Из схемы видно, что все блоки более тяжелые, чем удары, в этом секрет
их надежности.
В боевой технике огонь и вода, скорость и сила являются носителями
соответственно мужской (зы-онг) и женской (ам) энергии.
Исходя из этого, можно вывести такую формулу полной энергии (Е):
Связь элементов защиты и нападения с триграммами: нападай с высоты неба,
защищаясь, вгрызайся в землю; энергетическими носителями боевой техники
являются скорость и сила; скоростной удар — это небесный огонь; скоростной
блок — это земной огонь; силовой удар — это небесная вода; силовой
блок — это земная вода
45
Е полная = Е(+) + Е(-), где Е(+) — скорость, Е(-) — сила.
Удар и блок — два сменяющих друг друга действия, а сила и скорость — две
взаимообуслов-ливающие величины, соотношение которых зависит от ситуации и
типа удара или блока.
В воинских искусствах существует множество типов ударов (блоков). Я хочу
показать соотношение силы и скорости на примере трех типов ударов (удар молота,
бросок камня, удар хлыстом), изучаемых в моей школе.
В первом случае используются максимальное напряжение руки и небольшая
скорость; во втором — только напряжение ударной части и довольно высокая
скорость "броска камня"; в третьем — предельное расслабление всей руки и
огромная скорость. Последний тип удара является проникающим — в точке смены
направления движения происходит всплеск энергии, которая проникает в тело даже
через толщу напряженных мышц, поэтому его избирают мастера при встрече с
физически сильным противником.
Исходя из трех категорий боевой техники (скорость, сила, точность), можно
выстроить схему простейших их связей с причиной действия, как скоростной,
силовой или целевой ответ на внешний или внутренний сигнал действия в
определенный момент времени. Выбор канала связи определяется преобладанием того
или иного рефлекса, безусловного или условного. Таких связей три:
— причина — сила;
— причина — цель;
— причина — скорость.
Удар "бросок камня". Энергия разрушает глубокие слои цели и имеет аффект
"
|
|