|
ло соединяй с дыханием. Дыхание соединяй с духом. Массируй точки
зунг-туен (юн-цюань). Массируй точки тук-там-ли (цзу-сань-ли). Массируй
точку бать-хой (бай-хуэй). Следи за теплом почек и холодом головы. Не
относись к себе серьезно. Люби людей. Тех, кого любить не получается, —
не замечай.
Если хочешь жить долго — живи долго. Если хочешь жить — живи!
— Мешает ли курение занятиям конг-фу?
— Все знают, что курение вредит здоровью. Никотин — яд. А вот я курю. Я
сторонник курения, но противник никотина. Многие люди не догадываются, что с
пищей они принимают много вредных веществ, которые с годами скапливаются в
организме и приводят к серьезным болезням. Что же делать, не есть?
Вредно курить много. Вредно быть рабом этой привычки.
А если немного? А если с шармом? А если для снятия стресса? Мастеру не
может вредить курение. Но не потому, что оно не вредит здоровью, а потому что
мастер знает, сколько, когда и как.
Для меня всегда курение — это дыхательное упражнение (кхи-конг) и метод
медитации (тхьен).
Я не агитрую за курение, но если вы уже при-
страстились к нему, то курите меньше, курите правильно.
В метафизике конг-фу курение относится к элементу "огонь". Организм
курящего принимает тепло, сухость, легкость, подвижность, психика становится
более жесткой, мужской. Качество огня может помочь в принятии ответственного
решения, поступить по-мужски. В школах конг-фу иногда практикуют курение после
трудных упражнений или напряженных поединков. Традицией является курение за
чаем — огонь сигареты и вода приводят к внутренней гармонии.
— Можно ли употреблять спиртные напитки, занимаясь конг-фу?
— Если курение добавляет человеку элемент "огня", зыонг (ян), то спиртные
напитки привносят в организм элемент "воды", ам (инь). Курение одинаково вредит
всем людям, но те, кто занимается кхи-конг, частично выводят из организма
вредные вещества — никотин и различные смолы. Алкоголь рассогласовывает работу
мозга и нервной системы, поэтому он несовместим с занятиями конг-фу. Можно,
конечно, допустить редкое употребление ограниченного количества спиртных
напитков, но это зависит от школы, учителя и тех упражнений, которые осваивает
ученик в это время.
Существует ложное представление о стиле конг-фу "кулак пьяницы". Многие
считают, что он предполагает проведение занятий и поединков в подпитии. По
аналогии с этим выходит, что изучающий стиль "тигра" должен ходить голым,
рычать, бросаться на людей и есть только сырое мясо. "Кулак
40
пьяницы" соответствует двум триграммам: "вода" и "гора". В данном случае вода"
указывает на мягкость снаружи и твердость внутри, это относится к технике боя.
"Гора" здесь обозначает свободное тело, мягкое дыхание, но со-бранный дух,
устойчивый, как гора. Может ли пья-ный человек достичь такого состояния?
В некоторых старых школах конг-фу после за-нятий даже детям дают спиртные
напитки. На-ставники этих школ считают, что после трудных упражнений
обязательно нужно расслабить дух и тело. С этим можно согласиться, тем более,
что напитки крепостью не выше крепости пива, да и посуда не очень большая. Это,
конечно, шутка, Какой-то мудрец говорил, что пользе нет вреда от вреда, а вреду
нет пользы от пользы. Человеку Дао не может вредить вино, так как нет вина там,
где все есть Дао.
ИСКУССТВО БОЯ
— Какие боевые стойки существуют в вашей школе?
— Не буду говорить о том разнообразии стоек, которые изучаются в различных
стилях воинского искусства. Мне хочется отметить базовые нашей школы, то есть
те, что связаны с четырьмя сторонами или триграммами.
Необходимо научиться выполнять эти стойки очень естественно, следуя
принципу смены мягкости и жесткости, скорости и направления, пустоты и полноты,
намерения и действия.
— Что нужно знать о технике перемещений?
— Существует множество технических приемов, но по сути все они сводятся к
перемещениям вперед, назад, в стороны и поворотам на месте. С их помощью можно
попасть в любую точку контролируемого пространства. Характер перемещений может
быть разнообразным: скользящий шаг, шаг с высоким подниманием ноги, подставной
шаг, прыжки, перемещение с вращением вокруг своей оси и так далее. Конечно же,
по мере изучения конг-фу приходится сталкиваться со множеством других способов,
но всегда нужно уметь видеть главное и развивать его.
— Как можно освоить технику ударов ногами?
— Любой удар ногой можно охарактеризовать, исходя из следующих
признаков:
направление удара (вперед, назад; вправо, влево; вверх, вниз; по внешней
или внутренней дуге);
ударная часть (пальцы ног, подошва, пятка, ребро стопы, голень, колено,
бедро);
уровень цели (низкий, средний, высокий);
исходная стойка (от нее зависит скорость и сила удара);
удар впереди сто
|
|