|
звестных
мастеров ушу в Китае были замечательными каллиграфами, литераторами, поэтами,
мудрыми императорскими советниками, полководцами. Например, известный китайский
поэт Су Дунпо являлся великолепным знатоком боя на мечах и голыми руками, а
самый знаменитый китайский стихотворец Ли Бо считается создателем нескольких
школ боя на мечах и одним из тех, кому приписывается создание стиля "кулак
опьяневшего". Его прославленный современник поэт Ду Фу хорошо разбирался в
кулачном искусстве; даосский маг, известный своими системами достижения
бессмертия и долголетия, Гэ Хун отменно владел всеми видами оружия и даже
прославился на полях сражений. Один из самых талантливых правителей за всю
историю Китая основатель Сунской династии Чжао Куанъинь считается знатоком
доброго десятка стилей боя голыми руками и с оружием. Два самых известных
мастера конца XIX начала XX века Сунь Лутан и Хо Юаньцзя были прекрасными
философами.
Таким образом, те навыки, которые воспитывались в ушу, то удивительное
мастерство, которое рождалось благодаря многодетним занятиям, охватывали всю
жизнь человека. Они открывали его внутренние духовные силы, давали толчок к
истинному творчеству души. Ведь ушу проповедует единство воспитания тела и духа,
более того, мастера утверждали, что "настоящее гунфу заключается не в приемах,
но живет внутри человека". Истории ушу хранят много версий "обучения по
аналогии", когда мастер не обучал ученика непосредственно технике ушу, а
каким-то довольно необычным образом приобщал его к самому понятию "гунфу". В
этом процессе проявлялось самое важное в понимании смысла боевых искусств,
присущего только Китаю и до сих пор не понятого в Европе вместо того, чтобы
начинать с утомительных технических экзерсисов, ученика сразу пытались привести
к истоку, "семени" любого возможного движения в этом мире, или, как говорили,
"чтобы любоваться верхушкой дерева, надо прежде посадить его корень".
Известный мастер боевых искусств XVII века блестящий ученый У Шу
описывает забавную историю, демонстрирующую нам связь "обучения по аналогии" и
гунфу. Эта история касается возникновения стиля "эмэйского копья", очень
сложного, с крайне запутанными передвижениями. Два монаха пришли к известному
учителю, про которого ходили слухи, что он обладает тайными методами боя с
копьем. Они стали упрашивать старика открыть им хотя бы часть секретов. Сначала
мастер лишь рассмеялся, не ответив ничего, но после долгих уговоров согласился
взять их в ученики. Но обучение оказалось неожиданным: учитель послал их рубить
дрова в лесу, чем они и занимались в течении двух лет, даже не приступая к
тренировкам. А через два года учитель сказал им: "Вы вдвоем упорно и настойчиво
трудились, и теперь уже можете идти дальше. Я владею восемнадцатью способами
прямых уколов копья, двенадцатью способами ударов руками, взаимным
использованием защиты и нападения разрушительным боевым искусством. Если, в
течение долгого времени рубя дрова, вы научились управлять своими руками через
сердце, то, даже не зная способов ударов руками и передвижений, вы уже
содержите это в себе в скрытом виде". По сути, в этом и заключается смысл ушу
содержать в себе в скрытом виде знание не только о всевозможных приемах, но и о
мировых трансформациях вообще.
В потоке "истинной традиции"
В старых китайских текстах по ушу, философии, искусству в качестве
синонима слова "обучение" мы нередко встречаем понятие "передача". Учитель не
просто обучал, но именно передавал, что-то вручал, дарил ученику. Но что? Может
быть, приемы? Но для их преподавания достаточно просто хорошего инструктора, а
не "просветленного" учителя. Может быть, некие философские постулаты,
теоретические построения? Но они целиком и полностью описаны в трактатах, а
китайская традиция ушу при этом требовала исключительного личностного обучения,
"от сердца к сердцу". Обратим внимание на другую особенность китайское понятие
"чуань" может трактоваться и как "передача" и как "традиция", в нем
присутствует смысл "преемствования - передачи", некоего неугасимого потока
сохранения Учения. И здесь перед нами встает, пожалуй, самый мистический, самый
сложный для понимания вопрос о сути ушу: что конкретно передается и
преемствуется в традиции китайских боевых искусств? Смысл выражения "традиция
ушу" уловить весьма сложно, и даже китайские мастера не всегда способны
объяснить его, хотя и явственно ощущают свою принадлежность к внутреннему
потоку боевых искусств, пришедшему из глубокой древности. Обычные же люди
полагают, что приобщение к традиции ушу есть обучение комплексам, формам,
освоение принципов поединка, философских и теоретических построений. Иногда
простую повторяемость внешних форм ("Дед делал, отец делал, и я делаю")
принимают за преемствования традиции, хотя это зачастую есть просто привычка
или навык. Традиция вещь более глубокая, связанная с особым состоянием сознания
человека. В процессе обучения происходит преемствование духовного импульса,
передаваемого от мастера к ученику. Процесс этой передачи бесконечен, он
начинается в непроглядной древности и транслируется через века вплоть до
нынешних поколений. Это и составляет суть передачи традиции. Сложно поверить в
то, что за боевыми искусствами внешне столь эффективными, зрелищными скрывается
некое "внутреннее тело" традиции фактически, основа ушу. Дело в том, что
почувствовать ее можно лишь соприкоснувшись с этой традицией, "войдя" в ее
внутренний мир. Для представителей Запада это вещь чрезвычайно трудная: с одной
стороны, необходимы некие каналы, по которым передается это "внутреннее тело",
например настоящая (не поддельная, не имитация!) школа ушу, "просвещенный
учитель", воплощающий своим сознанием этот духовный поток, с другой стороны
колоссально долгое время, практически вся жизнь. Смысл Учителя ушу в том, что
он происточ
|
|