|
(буквально:
фу ци - "глотание ци"). В них специально рассказывается о методах цигуна.
Например, о способах глотания слюны говорится: "Раскрыть рот, язык упереть в
зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз".
О даоинь: "Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов
человеческого тела - по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию,
застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови,
приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть
внутрь". И далее: "Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель
перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями... вздох [сюй] относится к
печени, выкрик [хэ] - к сердцу, выдох [ху ] - к селезенке, ах [сы ] - к легким,
выдувание [чуй] - к почкам, всхлип [си] - к тройному обогревателю... В
большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое(tm)
уходит, боль в данном органе прекращается...".
О "глотании ци": "... Метод глотания ци... один получает питание из семян,
другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать
старое, вдыхать новое) - даоинь - аньцяо, либо закрывает все проходы. Как
правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если
ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно...".
Среди сочинений этого периода, специально посвященных "взращиванию жизни",
можно назвать "Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам" ("Сы ши и
ян лу") Чжао Цзыхуа и "Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости"
("Шоу дань ян лао синь шу") Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо* обобщил
предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой
основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу "Самые
лучшие рецепты господина Су" ("Су чэнь лян фан").
Лу Ю* написал стихотворение с близким описанием деталей: "Сердце словно в омуте,
спокойствие - ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов и
выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел,
как над могучими валами взошло солнце".
В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в
состояние покоя.
Чжан Аньдао в сочинении "Секреты яншэн" ("Яншэн цзюэ") пишет: "Каждую ночь
после третьей стражи ( с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя
одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36
раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать,
внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах... дождаться момента, когда
живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком
надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи... когда слюна наполнит рот,
следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в
даньтянь...". Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей
определенное научное значение до наших дней.
При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора "Восемь
кусков парчи" ("Ба дуань цзинь") - сравнительно раннее сочинение, специально
посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань сформировался на
основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун.
В период Цзинь-Юань Лю Ваньсу* в сочинении "Простые вопросы. Сокровенные истины
о происхождении разных болезней" ("Су вэнь. Сюань цзи юань бин ши") предложил
для использования "шестисловное заклинание" и специально обсудил способы
поддержания жизни. Чжан Цзыхэ в книге "Уход за родственниками в домах служилых"
("Жу мэнь ши цинь") изложил способ выдувания ци для лечения внешних
повреждений: "Подумать про себя о восточной стороне, когда встанет солнце,
начать получать ци [ртом], а затем выдувать на больное место".
Ли Гао* в сочинении "Тайны, хранимые в орхидейных покоях"* ("Лань ши ми цзан")
в разделе "О расстройствах от переутомления" ("Лао цзюань со шан лунь") пишет:
"...Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка,
наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци,
ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня
умножает [стихию] земли селезенки... [появляется] расслабленность в речах и
движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время
болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питать ци; также
использовать сладкое и холодное, чтобы' ослабить огонь;
использовать кислое, чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы
тонизировать ци". В этом отрывке
объясняется не только то, что переутомление может довести селезенку до болезни,
но и то, как во время страданий можно излечиться, "успокоив сердце и сев
спокойно". Это способ комплексного применения цигуна и лекарственных средств.
Чжу Даньси* в сочинении "Недосказанное рассуждение о постижении природы вещей"
("Гэ чжи юй лунь") исследует следующие вопросы: "онемение, закупорка, холод,
вызванные застоем ци, лечатся с помощью даоинь"; "предписывая следовать четырем
временам года, регулируя дыхание и состояние духа, можно излечить основу
болезней". Таким образом, он разъясняет применение упражнений по "регулированию
дыхания и состояния духа", а также способы "взращивания" правильного
(здорового) ци (чжэн ци) для лечения основы болезней, дает верное истолкование
роли цигуна в лечении недугов.
9. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА МИН И ЦИН
В середине правления династии Мин Сюй Чуньфу составил "Энциклопедию древних
методов медицины" ("Гу фа и тун да цюань"), в которой обобщил определенный опыт
|
|