|
предшествовавший Шести династиям, составив книгу "Записки о развитии природных
данных и продлении жизни" ("Ян син янь мин лу"), в которой содержится много
сведений по теории и практике яншэн. Например: "Спокойный живет долго,
беспокойный умирает молодым. Спокойный, но не умеющий выращивать [нужное
качество ], сокращает долгую жизнь; беспокойный, но умеющий выращивать [нужное
качество], продлевает годы. Однако спокойствием легко управлять, беспокойство
трудно контролировать; прав только тот, кто следует взращиванию [нужных качеств
], в том числе терпения".
Тао Хунцзин поясняет, что во время упражнений надо концентрировать внимание на
внутренних процессах, что дает возможность укрепления здоровья и продления
жизни. фраза: "Обычно перемещением ци желают излечить сто болезней, при этом
думают о соответствующем месте: если болит голова, то думают о голове, если
болит нога, то думают о ноге и направляют в эти места ци", - помогает
понять, что с помощью мыслей можно прекратить боли. Еще говорится: "Вдыхание
имеет одно, выдыхание имеет шесть. Одно для вдыхания так и называется: вдох.
Шесть для выдыхания называются: выдувание, выдох, всхлип, выкрик, вздох, ах -
все означают выход ци... Выдувание - для отработанных ветров, выдох - для
отработанного тепла, всхлип - для уходящей тоски, выкрик - для прошедшего гнева,
вздох - для рассеивания застойности, ах - для освобождения крайностей...". Это
показывает, что уже тогда началось использование шести заклинаний для
безмолвного выдыхания ци как способа лечения болезней.
7. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА СУЙ И ТАН
В период Суй - Тан определенное развитие в области "взращивания тела" получали
такие способы, как даоинь и туна.
Чао Юаньфан* в книге "О происхождении всех болезней" ("Чжу бин юань хоу лунь")
в большей части предписаний излагает методы даоинь и туна. Всего их около 260
видов. Можно сказать, что данная книга является первым обобщением способов
лечения с помощью цигуна за весь период, предшествовавший династии Суй.
Например: "...При лечении четырех конечностей не следует предаваться хандре;
в брюшной полости надо накопить ци; надо [приготовить] ровную постель; тело
вытянуть прямо, голову запрокинуть;
одежду и пояс расслабить; подушку взять высотой в три цуня II держать крепко...
Успокоить сердце, укрепить волю (и), отрегулировать дыхание, не думать ни о
каких делах, специально следовать вниманием за ци, медленно прочищать телесные
источники. При медленном прочищении телесных источников надо языком слегка
облизать губы и зубы, затем проглотить слюну. Медленно-медленно ртом выдохнуть
ци, носом втянуть ци в горло, чтобы согреть его;
выполнять движения помедленнее, нельзя делать их поспешно и с силой. Дождаться
хорошей циркуляции, постепенно, понемногу увеличивать полезность, так проделать
100 или 200 вдохов-выдохов, болезнь пройдет". Данный способ указан как
эффективный при излечении болезней четырех конечностей и живота.
В каждом из "тысячи золотых рецептов" Сунь Сымо* содержатся записи о даоинь. Он
считал, что "путь взращивания жизни обычно требует небольшой [физической]
2 Заказ ь 251
работы"; "когда дыхание тела отрегулировано, сто болезней не возникают...
искусный в поддержании жизни должен регулировать способы дыхания". "Путь
гармонии духа [шэнь ] и регуляции ци должен быть таким же, как потайная комната.
.. надо лечь навзничь с прямым туловищем... закрыть глаза, замкнуть ци в груди,
очень легко дышать носом и не двигаться; осуществить 300 вздохов-выходов, при
этом уши ничего не слышат, глаза ничего не видят, на сердце никаких мыслей". Он
был также знаком с практическим применением "шестисловного заклинания"*, с 18
формами массажа индийских брахманов, с 49 движениями массажа по Лао-цзы.
В книге "Тайные предписания "управления внешнего лечения""* ("Вай тай ми яо")
ее автор, Ван Тао*, часто до того, как дать рекомендацию, перечислял методики
даоинь и туна. Например, в предисловии к десятому предписанию, посвященному
болезням сердца и желудка, а также болям при вспучивании, сказано: "Постоянно
сохранять безмятежность, перед рассветом лечь спокойно, тремя глотками
прополоскать рот, что регулирует пять плотных органов, способствует продлению
жизни, лечит боль в сердце и в желудке". Также в предисловии ко второму
предписанию, касающемуся патологическому отхождению мокроты из дыхательных
путей, говорится: "...Лежа на левом и на правом боку, упорядочение дышать (по
два цикла вдохов-выдохов), чтобы излечить отхождение мокроты".
Кроме того, великий поэт Бо Цзюйи* создал стихотворение об источнике
спокойствия: "Грея спину на солнце, сижу, закрыв глаза. Гармоничное ци
рождается во внешних покровах. Словно много выпил чистейшего вина. Либо будто
погрузился в спячку, устав от тяжелой работы. Внешний мир пребывает в согласии.
Кости тела в удобной позиции. Внутри не возникает ни одной мысли. Озаренность
вплоть до того, что забываешь о всем существующем. Сердце полностью сливается с
пустотой". Это - глубокое описание вхождения в мир спокойствия.
8. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА СУН, ЦЗИНЬ И ЮАНЬ
При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и систематическое
редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам, связанным с
"взращива-нием жизни", также была выполнена определенная работа, включавшая
редактирование описаний известных методов и
их упорядочение, что способствовало их дальнейшему развитию.
В конце сочинения "Сводное описание высочайшей помощи" ("Шэнцзи цзун лу")
имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях
|
|