|
по резонному замечанию М.М. Богачихина, "когда ци называют пневмой, это перевод
с китайского на греческий, а не на русский'125. На наш взгляд, важной
характеристикой ци является его ритмичная циркуляция по каналам и коллатералям
внутри тела (что, собственно, и создает возможность для "воздействия с помощью
ци"), однако такого значения слово "пневма" не содержит. Поэтому предлагается
согласиться с тем, что фактически уже давно существует в тематической
литературе: переводить "ци" как ци*, закрепив за новым словом в русском языке
указанное выше содержание.
24 См.: Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и в европейской культурах
// НАА. - 1979. - ь 5. - С. 48-49; Он же. Учение Ван Янмина... - С. 163-171.
25 Богачихин М.М. Об основах даосской биоэнергетики. - С. 87.
Главные характеристики ци - это, во-первых, универсальность и, во-вторых,
единая функция его различных проявлений в качестве движущей силы тех или иных
процессов. Можно согласиться с утверждением, "что категория ци, общая для всей
натурфилософии древнего Китая, и понятие "ци", лежащее в основе китайской
медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление,
"теоретически" разрабатываемое в философии (прежде всего, в даосской) и
"практически" апробируемое в медицине"26.
Применительно к задачам медицинской практики удачное определение предложил В.Г.
Вогралик, который понимает под ци интегральную функцию всей деятельности
организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы
органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих
проявлений и составляет единое ци организма27. Данное определение было принято
большинством российских рефлексотерапевтов. На его основе ведутся дальнейшие
исследования специалистами по китайской медицине28.
В философии и медицинской теории Китая понятие ци оказывается неразрывно
связанным с двумя другими субстанциями: цзин и шэнь. Согласно даосской
космологии, которая основывалась на идее подобия макро- и микрокосма, движение
ци делает живой и Вселенную, и человеческое тело. Ци содержит в себе субстанцию
цзин, которая представляет собой как бы квинтэссенцию ци, его тонкую сущность.
По описаниям "Хуайнань-цзы", в природе из цзин состоят солнце, луна и звезды,
гром и молния, ветер и дождь, а в человеке - "пять плотных органов", через
посредство которых цзин проникает также в органы восприятия.
В свою очередь, цзин, очищаясь и утончаясь до крайности, приобретает иное
качество, превращаясь в субстанцию шэнь, из которой состоит душа и Космоса, и
человека.
26 Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. - М.,
1981. - С. 20.
27 Вогралик В.Г. Основы китайского лечебного метода... - С. 45; Вогралик В.Г"
Вогралик М.В. Иглорефлексотерапия... - С. 10; и др.
28 См.: Фалев А.И. Об актуальности использования принципов китайской
хронобиологии в медицине // 18-я науч. конф. ОГК. - М., 1987. - Ч. 1. - С.
157-158; Баскаков В.Ю. О сопоставимости понятий "стеничность" и "внутренняя
энергия" // 20-я науч. конф. ОГК. - М., 1989. - Ч. 1. - С. 123, 124.
Душа Вселенной - это дао, соединяющее абсолютное небытие, душа человека -
"сокровище сердца"29.
Применительно к организму цзин "выражает идею непосредственного тождества
сексуальной и психической энергии"; иногда может также обозначать душу, разум,
дух . А.И. Кобзев установил подобие древнекитайского понятия "цзин" и
древнегреческого "сперма" (оба термина указывали как на мужское, так и на
женское семя) . Поскольку цзин играет важную роль во внутренней деятельности
организма, его сбережению всегда придавалось большое значение. Как писал врач
Тао Сюаньцзин, живший при династии Лян, "путь к сохранению здоровья в том,
чтобы относиться к эссенции (цзин) как к сокровищу"32.
Самой тонкой субстанцией является шэнь - дух, воспринимаемый именно как
проявление высших духовных сущностей, как частица "божественного духа" в каждом
человеке. В качестве такового он контролирует высшую мыслительную деятельность
и моральные качества индивида. "В организме "дух-шэнь" и "семя-цзин"
функционируют в "пневменной" форме как основы психической и физиологической
деятельности, соответственно обусловливая функции друг друга"33.
Все три субстанции относятся к врожденным качествам организма, однако их
количество можно увеличивать. С помощью специальных методик цзин можно
перегонять в ци, а ци - в шэнь34. Подобные трансформации входят в понятие
даосской "внутренней алхимии", практикуя которую можно было развить в себе
сверхординарные качества, обеспечить исключительное долголетие, а в идеале -
достичь бессмертия35.
Прежде всего следует бережно сохранять и накапливать (с помощью различных
дыхательных и медитативных упражнений, а также за счет регламентированной
сексуальной практики) каждую из трех субстанций, при этом уделяя
29 См.: Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. - М.:
Изд-во МГУ, 1979. - С. 52, 53.
30 См.: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина... - С. 159, 160.
31 Там же.
32 Цит по: Jiao Guorui. Qigong essential... - Р. 159, 160.
33 Юркевич А. Секреты древних врачевателей и востоковедение // ПДВ. - 1990. - ь
3. - С. 183.
34 Wang Peisheng, Chen Guanhua. Relax and Calming Qigong. - Beijing: New World
Press, 1987. - Р. 12-17.
|
|