|
представляющие непосредственной угрозы, как бы близко они не летели, полагалось
пропускать мимо - воин обращал внимание только на стрелы, летящие
непосредственно в него.
Одной из первых традиционных школ, формализовавших ядомэ-дзюцу, была основанная
в 17 веке Манива Нэн Рю.
Сьюэй-дзюцу
Древние люди, преодолевая природный страх перед водой, учились плавать и
использовать плавающие средства. Уверенные действия в воде были неотъемлемой
частью древней жизни в Японии - стране, окруженной морями и имеющей
многочисленные иразнообразные внутренние водоемы - реки, ручьи, озера и пруды.
Плавание упоминается в японской мифологии. Древние японские бойцы понимали, что
умение павать дает им преимущество. На основе этого с формированием класса
воинов боевое плавание как искусство получило усиленное развитие.
Топографические различия, выражающиеся в различной глубине и силе течения в
водоемах обусловили появление нескольких стилей боевого плавания. Различия в
глубине определили появление как плавания по поверхности, так и плавания под
водой, при разной силе течения также использовали разную технику.
Боевое плавание выполняло различные функции. Воин мог тихо подплыть к врагу и
долго держаться на воду. Умея хорошо плавать, воин мог пересечь бурную реку и
двигаться против течения, мог плыть в доспехах и полном вооружении, нести
знамена или флаги, оружие и различные тяжелые предметы, а также стрелять из
лука или огнестрельного оружия, находясь почть полностью под водой. Воины также
разработали метды захватов и борьбы под водой - отрабатывали даже технику
захвата врага при падении в воду с лодки. Другие стили боевого плавания
позволяли воину освобождаться от опутывающих ноги водных растений, выбираться
из водоворотов и порогов, и даже запрыгивать из воды в лодку.
Сьюэй-дзюцу - искусство плавания включает базовую технику, в первую очередь
фуми-аси - перемещение в воде как основу боевых действий при схватках в воде.
Специальные навыки, как например, инатоби - "прыжок кефали", позволявший
выпрыгивать из воды. Аси-гарами - техника захватов и борьбы в воде была
основана на захвате ног противника, позволявшем его утопить или заставить
сдаться, а секретная техника сюсоку-гарами позволяла плавать со связанными
руками и ногами. Мало кто из классических воинов не уделял внимания занятиям
боевым плаванием. По историческим данным, основанная в 16 веке Синдэн рю на
настоящий момент может считаться первой традиционной школой, формализовавшей
боевое плавание.
Заключение
Классическое будзюцу в наши дни
Даже при том, что классическое будзюцу было создано ограниченным слоем
феодального общества Японии и для ограниченного круга, будет ошибочным считать,
что его направления разработаны и предназначены исключительно для Японцев.
Сейчас в 20 веке, многие рю классического будзюцу продожают работать. В своем
современном образе эти рю выступают хранилищами культурных ценностей, таких как
верования, традиции и системы практических занятий. Эти ценности могут оказать
облагораживающее влияние на современного человека, способствовать улучшению его
взаимоотношений с окружающими. Одна из основных причин, способствующая
сохранению классическими рю их исключительной выживаемости на протяжении долгой
истории сотоит в том, что очень важное значение всегда придается концепции
накаима, которую понимают как "единство прошлого и настояшего" или
"бесконечность настоящего". Поэтому, несмотря на изменчивое и можное влияние
потока времени, разрушающего все, классические боевые дисциплины практически не
меняются, ни с точки зрения изучаемых форм, ни по своей изначальной природе.
Тем не менее, есть ряд важных моментов, которые должны понять те, кого
привлекают классические боевые искусства и кто хочет ими заниматься.
Классическое будзюцу недоступно для широких масс - как японцев, так и
иностранцев, по той простой причине, что ведущие мастера рю, выбирая учеников
из большого числа желающих, руководствуются критериями качества, а не
количества. Члены классической рю обладают врожденным чувством долга, а также
сильным чувством внутренней связи, близкой к отношениям в семье. Кроме того,
система их восприятия такова, что служба прошлому понимается как
признательность настоящему и как ответственность за будущее.
Все те, кто изучает классическое будзюцу в современных условиях, твердо
убеждены, что личная польза, получаемая ими от выбранного занятия
непосредственно относится к современной жизни, и не требуется вносить изменений
в то, чем они занимаются. Соответственно, они должны быть убежденными
консерваторами, способными решительно отказаться от изменений, навязываемых
силой или предлагаемых модой. Это достигается изоляцией рю от влияния идей, не
соответствующих ценностям и нормам классического воина. Современный ученик
решительно убежден, что в любом возрасте можно использовать специальные навыки
для повышения самодисциплины, для развития самоуважения за счет следования
кодексу чести, для простой жизни, позволяющей поддерживать умственное и
физическое здоровье и развивать сотрудничество с другими членами общества.
Кандидат, собирающийся присоединиться к рю классического будзюцу, должен
понимать, что доступ к рю означает установление контакта с одним из важнейших
проявлений национального этоса Японии. Если кандидат не воспринимает и не
поддерживает всем сердцем интересы рю, если он не имеет и не проявляет
глубокого уважения к японским верованиям и обычаям - ни одна из классических рю
ни при каких обстоятельствах его не примет.
Кандидат должен быть представлен и рекомендован ведущему мастеру рю, к которой
хочет присоединиться. Эти формальности нельзя обойти. Здесь должен помочь
кт
|
|