|
м воина, его боевыми заслугами, а
также его отношениями с сёгуном. Самураи представляли лишь один из этих уровней,
причем никоим образом не высший. Изначально, во времена, предшествовавшие
периоду Камакура, самураем называли слугу, того, кто прислуживал хозяину
благородного происхождения. Даже когда это понятие стало более общим и стало
подразумевать определенный тип воина - примерно в 14-м веке, значение
"служения" в значительной степени сохранилось. С учетом этого ограничения будет
ошибкой относить всех воинов к самураям или считать, что самураи как класс
правили японской нацией - этого не было ни вообще, ни в периоды военного
правительства.
Оказывается, что дать точное определение классического японского воина -
непростая задача. Этот специфический институт не поддается простым и точным
определениям. Тем не менее, поскольку эта книга специально посвящена
характеристике классического воина, в аспектах оружия и боевых искусств, мы
обязаны дать определение этого понятия. Проще всего сказать, что классический
воин - это представитель того типа воинов, период расцвета которых
соответствует военным порядкам бакуфу (военного правительства) Минамото Ёритомо,
сформировавшегося в конце 12-го века в период Камакура. Это было первое
правительство в истории Японии, которое почти полностью состояло из
профессиональных воинов. После смерти Ёритомо в 1199 году, преимущество клана
Минамото в военной области было утрачено, что было связано с социальными,
экономическими и политическими изменениями в национальном масштабе.
Не в последнюю очередь по той причине, что требование личной верности, которого
придерживался Ёритомо, было заменено верностью группы, классический воин увидел
в своем положении при условии абсолютной непогрешимости новую возможность
соединения власти в военной и гражданской области. Вскоре появился новый,
совсем другой тип воина, который проявил себя худшими за всю историю Японии
примерами предательства, обмана, анархизма, алчности и всеобщей коррупции. Тем
не менее, мы не можем просто оторвать часть исторического календаря, чтобы
использовать выбранный хронологический отрывок для поиска определения
классического воина. Было бы крайне примитивным и ошибочным считать, что никто
из бойцов, живших до или после рассматриваемого времени не попадал под
определение классического воина. Классические воины эпохи Ёритомо обладали
высокими моральными качествами, обладали наибольшими знаниями и дисциплиной по
сравнению с другими японскими бойцами. Их выдающиеся подвиги при выполнении
своего долга влияли на ход японской истории. При этом не удивительно, что этих
сильных воинов начали рассматривать как традиционную модель воинской культуры и
доблести, применимую и к Японским воинам более поздних эпох, при условии
следования традиции несмотря на социальные и экономические препятствия. За
исключением отдельных личностей воинов, выдающимся примером которых можно
назвать героя 14-го века Кусуноки Масасигэ, и небольшого круга их
последователей, в период с 13 по 17 век наблюдалась деградация классических
воинов. Возможность их использования как реальной силы значительно уменьшилась
за счет распространения бойцов низкого уровня. В условиях путаницы и
неразберихи в государственной машине, сильно ослабленной внутренними и внешними
факторами, бразды правления попали в руки тех, кто утопил классических воинов в
крови, противопоставив им "всепроникающую силу" огнестрельного оружия.
Произошел военный переворот. Военное правительство (бакуфу) Токугава
(1603-1868), за исключением, возможно, первых лет правления, было военным
только по названию. Более двух веков проводимой Токугава политики защиты от
иностранного влияния было гибельным для классических воинов. Сочетание
гражданских правителей и воинов, утерявших классические боевые традиции
представило новую государственную машину, благодаря которой к концу 19-го века
ставшие анахронизмами классический воин и его роль в обществе погрузились в
забвение, подобно тому, как это произошло с итальянскими кондотьерами эпохи
Возрождения. Классического воина быстро сменили имевшие гражданское
происхождение солдаты наемной армии, в которой тип классического воина был
исключительно редким. Тем не менее, мы должны понять, что классический воин,
как класс, существовал и до и после эпохи Ёритомо, хотя и не обладал абсолютной
властью в стране. Даже сейчас тип классического воина действительно еще
существует.
Еще одна важная задача этой книги - показать небрежность тех, кто описывает все
японские боевые системы в рамках одной классификации, называя их совокупность
просто "боевыми искусствами". Читатели должны обратить внимание на полное
отсутствие в этой книге упоминания о таких международно известных системах, как
дзюдо, каратэдо, айкидо и кендо. Действительно, ни одной из этих так называемых
"систем до" в этой книге нет места. Их исключение неслучайно. Существуют
огромные различия между будзюцу, или боевыми искусствами, и будо, или боевыми
путями. Будзюцу включает боевые системы, разработанные воинами и для воинов,
имеющие целью развить как личные, так и общественные боевые качества. Будо
включает системы, ориентированные на духовное развитие и не обязательно
созданные воинами или для воинов, имеющие целью развитие и
самосовершенствование личности. Поскольку таких систем не было в тот период,
когда классический воин занимал ведущие позиции в реально существовавшем
правящем социально-экономическом слое, системы будо выходят за рамки этой книги.
Они будут рассмотрены в следующем томе. (Д. Дрэгер. "Классическое будо",
изд-во ФАИР - здесь и далее примечания переводчика). Читатель должен понять
принципиальную разницу между двумя категориями боевых систем, иначе он не
сможет в достаточной мере понять те компоненты японской культуры, которые
связаны с боевыми искусствами.
Какими бы средствами передачи информации мы не пользовались, очень сложно дать
правильное представление о будзюцу классического вои
|
|