|
и нагината прикреплялись к сделанной из твердого
дерева ручке за счет длинного штыря, который вставлялся в ручку и закреплялся
за счет обматывания ручки шнуром.
Нагамаки и нагината были одним из излюбленных видов оружия буси раннего периода.
Оба вида оружия позволяли наносить характерные сметающие круговые удары, и их
мог успешно использовать как конный, так и пеший воин. Нагамаки часто
использовали для подрубания ног лошади врага. И нагамаки и нагината подтвердили
свои смертоносные качества в период войны между кланами Тайра и Минамото в 12
веке. Веком позже, в период монгольского нашествия, буси уложили многих
завоевателей с помощью этого эффективного оружия. Позднее, когда использовать
лошадей начали реже, а роль пеших воинов возросла, остро заточенный одати стал
безусловно самым эффективным и часто используемым оружием воина, в то время как
нагамаки и нагината сохранились в качестве дополнительного оружия.
Правление Токугава с начала 17 века принесло в Японию мир, хорошо заметный
после смутных прошлых времен. Нагамаки и нагината в этот период стали символами
прошлого. Но нагината, которую и раньше использовали для тренировки женщин из
родов классических буси, была модифицирована и практически полностью отдана
женщинам - как средство внести разнообразие в их замкнутую жизнь.
Нагината-дзюцу - искуство работы с нагината, требует хорошей выносливости. Это
длинное и тяжелое оружие, подобно нагамаки, используют попеременно обеими
сторонами, при этом воин работает и лезвием, и концом ручки, и средней частью
нагината. Навыки ха-гаеси, быстрой смены положения лезвия, дают возможность
наносить рубяще-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом
преимущество большей ударной дистанции за счет длины оружия. Работа с нагината
против противника, вооруженного мечом, позволяет наносить удары, оставаясь вне
пределов досягаемости. Соответственно, воин, начинающий работать с нагината,
должен мастерски владеть мечом, поскольку зашита от вооруженного мечом
противника строится в основном на предугадывании его действий и возможностей.
Нагината-дзюцу встречается в 25 рю. Здесь также историческое первенство
принадлежит Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.
Глава 5
Шесты, палки и им подобное оружие
Хоть и не меч, но может быть
И лучше для того,
Кто может сильно быстро бить
Джеймс Батлер
Бодзюцу
Деревянное оружие различной длины с древнейших времен использовалось японцами
как для церемоний, так и для поединков. Даже в японской мифологии можно найти
примеры, где палку используют как эффективное оружие защиты. Природа подарила
Японским островам прекрасное твердое дерево - каси, разновидность вечнозеленого
дуба, палки из которого практически не ломаются в схватке.
Шесты и палки никогда не пользовались уважением классических буси, потому что
были слишком простым оружием, которое мог изготовить любой представитель
низшего класса. По сравнению с великолепным мечом в деревянном шесте не было
престижа. Но его очевидная эффективность все же заставляла буси учиться работе
с этим оружием.
Техника работы с шестом в поединках объединяется названием бодзюцу и
подразумевает использование палки из твердого дерева длиной от 150 см.
Стандартным оружием буси был шест длиной 180 см - рокусяку бо. Бодзюцу как
искусство защиты включает в первую очередь технику работы против агрессивного
противника, вооруженного мечом, хотя возможна и эффективная работа от других
видов оружия. В арсенал бодзюцу вошли приемы ударов, блокирования и сбивов,
тычков и прижимания. В качестве базового удара в бодзюцу используется
гякутэ-ути, удар с обратным хватом передней рукой, который осваивают все, кто
изучает бодзюцу. Такой удар обладает достаточной силой, чтобы разбить железный
меч или сломать кость.
Интенсивные занятия бодзюцу способствуют развитию у воина чувства дистанции,
ма-ай, поскольку в случае, когда вооруженный мечом противник сильно сокращает
дистанцию, шест становится неэффективным.
Дзё-дзюцу
Систематическое использование в поединке боевой дубины - палки из твердого
дерева, более короткой, чем бо, обязано своим развитием труду одного из очень
решительных бойцов. Мудзо Гоносукэ, классический воин, овладевший базовой
техникой школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, хотел загладить чувство унижения
после своего поражения от Миямото Мусаси, известнейшего японского мастера
работы с мечом 17 века.
Изобретением Гоносукэ стало дзё-дзюцу, искусство работы с палкой, которое
включает комплекс характерных действий, выполняемых с другими видами оружия из
арсенала классического будзюцу. С помощью дзё - палки длиной не более 150 см, в
дзё-дзюцу могут выполняться прямые колющие удары (цуки) как копьем, круговые
удары (ути) как мечом или шестом, маховые удары (хараи) как нагината. Эти
действия, выполняемые как серия быстрых движений, достаточно эффективны для
защиты от противника, вооруженного одним из стандартных видов оружия,
используемого в будзюцу. Поскольку палка заметно короче и легче шеста, техника
дзё-дзюцу заметно отличается от техники бодзюцу. Одной из отличительных
особенностей дзё-дзюцу, почти не наблюдаемой в бодзюцу, стало быстрое вращение
оружия и частая смена его положения во время схватки. Поэтому работа с дзё дает
исключительную возможность развития ловкости.
Основанная в 17 веке Синдо Мудзо Рю представляет исходную традицию, на основе
которой возникло более 70 различных стилей дзё-дзюцу.
Тэцубо-дзюцу
Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиа
|
|