|
зграничном
восхищении, было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень
тщательно подбирал имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда
пишут, но его живой душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен,
дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство
принципиально рассчитано на защиту, для которой используется техника работы
мечом, быстро доставаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет
дейсвовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для
определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити,
то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся
одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от
кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных
упражнениях - тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к
поединку - сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед
или отклонившись назад.
В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из
ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови
с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно
соответствовать эффуктивное действие, а все они должны при исполнинии
соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин.
По традиции те кто занимается иай-дзюцу, должны работать с "живым", то есть
остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь
умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе
клинок находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки
буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и
сохранения должного уровня местерства. Опасность неизменно присутствует и при
тренировках с одати-основным оружием, и при работе с кодати.
(Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в
основном используют модель меча - иай-то с незаточенным клинком из мягкого
сплава)
Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю. Как и для
кэндзюцу, здесь имеются доказательстава исторического первенства Тэнсин Сёдэн
Катори Синто Рю.
Содзюцу
По японской мифологии, острова Японского архипелага были созданы двумя
божествами, использовавшими для этой цели копье. Здесь отражено существенное
значение копья для японского народа и тот факт, что копье было одним из
наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя.
Прототипы японского копья-яри попали на японскую землю с азиатского континента.
Не один из них не соответствовал в полной мере потребностям классического буси.
Основание наконечника континентального копья был выполнен в форме шара с
выемкой, к которую, как рука в перчатку, вставлялось древко. Наконечник такого
оружия мог в некоторых случаях, при сильных тычках и последующих резких
движениях выдергивания, застрять в теле жертвы. Поэтому, как только позволил
уровень развития техники обработки металла и изготовления оружия, буси создали
наконечник копья, закрепляемый с помощь штыря, втыкающегося в древко с
фиксацией за счет обмотки шнуром. Именно такой наконечник соответствует
стандартному японскому копью.
Несмотря на прекрасные боевые качества, копье никогда не завоевывало всеобщей
популярности среди воинов, поскольку длина и вес этого оружия в целом не
соответствовали их росту и силе. Однако, отдельно взятый воин мог сделать копье
своим коронным оружием. Копье пользовалось наибольшей популярностью в период
после монгольский нашествий, в конце 13 века.
Содзюцу - искусство работы с копьем - часто рассматривалось как эгоистическое
искусство, проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран,
нанесенных этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Содзюцу учило
буси рассматривать копье скорее с точки зрения его возможностей, чем в качестве
универсального тактического средства. Копье мог использовать как конный, так и
пеший воин. Модификации наконечника копья, включавшие доплнительные режущие
поверхности, расширили возможности его применения по сревнению с возможностями
обычного наконечника: копье стало использоваться не только для прямых атак, но
и в качестве режущего, цепляющего и вспарывающего инструмента. Однако базовая
механика содзюцу оставалась неизменной, и буси в первую очередь осваивали цуки
- прямой колющий удар. Классический воин, тренирующийся с копьем, усваивал
необходимость большой дистанции - ма-ай для поражения цели. Соответственно, он
старался не допускать большой ма-ай, работая своим основным оружием - мечом
против вооруженного копьем противника.
Около 450 рю посчитали необходимым включить содзюцу в свои системы обучения. И
здесь Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю претендует на первенство в качестве
исторически подтвержденного источника содзюцу.
Нагината-дзюцу
Древние контакты Японии с Китаем могли дать идею рагработки алебардоподобного
оружия. Период изготовления первых японских образцов такого рода оружия
совпадает с периодом формирования класса профессиональных воинов.
Существенно, что исходно алебарда - оружие мужчины, что обусловлено ее длиной и
весом. Первые образцы имели более двух метров в длину, а вес зависел от
соотношения деревянных и железных частей. Первым видом такого оружия стала
нагамаки. Это оружие состояло из длинного лезвия и относительно короткой ручки,
лезвие достаточно близко напоминало большой тяжелый меч, изогнутый и заточенный
с выпуклой стороны. Нагината отличалась от нагамаки соотношением длины лезвия и
ручки - ее ручка всегда заметно длиннее лезвия. Подобно наконечнику копья,
лезвия как нагамаки, так
|
|