|
вником. Точная дистанция - ма-ай,
используемая в конкретной боевой ситуации, могла быть различной в зависимости
от используемого оружия и от оружия противника. Предполагалось, что в каждом
конкретном случае буси должен знать какая позиция даст ему максимальное
преимущество и доставит противнику максимум неудобства. В связи с этим важным
обстоятельством боевые рю были вынуждены соблюдать некое равновесие в своих
боевых системах. Любая рю, имеющая целью добиться победы в поединке, должна
была изучать методы владения разным оружием. При такой подготовке буси редко
случалось сталкиваться с противником, имеющим незнакомое, с точки зрение
возможностей и недостатков, оружие. Поэтому, в дополнение к основному оружию -
одати, или длинному мечу, буси добивался также достаточно хорошего уровня
владения таким оружием, как короткий меч, копье, алебарда, метательный нож,
шест или палка.
Чтобы понять природу этих видов оружия, возможности их использования в поединке,
а также методов, использовавшихся буси для освоения работы с ними, в следующих
шести главах этой книги будут рассмотрены основные компоненты класического
будзюцу.
Глава 4
Клинковое оружие
На них кровь с двух сторон
Шекспир
Кэндзюцу
Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был
отдать мечу основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки.
Как несомненно свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии
Синто, в том числе церемония утверждения верховного правителя, меч был основным
оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей.
Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за
два века до начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже
обожествляли, и этот обычай сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее
тщательно, чем людям - их владельцам. Многие мечи объявлялись ками
(божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и выдающихся
качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть
истории о чудесных мечах - ками - которые порождали других ками, о мечах,
существующих сами по себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным
образом покидающих свои ножны, чтобы попасть в руку владельца в момент
опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и смертью, и о мечах,
исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора на
трон не может считаться законным без владения Сансю но Синки, тремя священными
сокровищами, одно из которых - известнейший японский меч, принадлежащий
императорской семье и называемый Кусанаги но Цуруги.
Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля - Нихон-то,
была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым
японским кузнецом, начавшим делать мечи такого типа - с изогнутым заточенным с
одной стороны клинком, традиция считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.).
Такой тип меча стал стандартным и предпочитался всеми воинами.
Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным
оружием и разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы,
объединяемые названием кэндзюцу - искусство работы с мечом - стали основой и
получили преобладающее место в развитии боевых навыков буси. На основе
изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия,
которые могли использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством развития
энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития
правильного восприятия и совершенствования координации движений.
Обучение навыкам оценки боевой дистации (ма-ай) и слабых мест противника (суки),
а также принципу достижения физического и морального превосходства над
противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю)
способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах,
уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к смерти,
поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась
не ниже, чем победа в поединке.
В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому
предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная,
угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу - одати. При
достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с
коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким,
которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто).
Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных
рю, развивающая кэндзюцу - это Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю, которую основал в
15 веке Тойсай Изаса Иенао
Иайдзюцу
Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В
качестве "благородного клинка" меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в
качестве "безжалостного клинка" был первым врагом подлости. В руках кэнси
(опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный
клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом
справедливости и смерти за свои убеждения - созидателем и разрушителем
одновременно.
Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно
универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин
верил, что его меч - одушевленное существо, способное говорить, петь,
радоваться и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал
предметом преклонения буси, отношение к которому, основанное на б
|
|