|
рвую очередь мечом, копьем и
алебардой, оно включало и дополнительные системы, которые имели целью повысить
эффективность использования оружия: искусство строительства боевых укреплений,
разведение сигнальных костров и даже обманные стратегические и тактические
действия могут быть названы как отдельные примеры большого числа дополнительных
дисциплин, относящихся к будзюцу.
Поскольку будзюцу представляло собой символ и средство достижения воинской силы
и доблести, его изучение было объявлено исключительной прерогативой класса
профессиональных воинов. Те, кто не относился к этому классу, хотя и не ходили
совсем без оружия, но не имели права ни использовать оружие буси, ни изучать
будзюцу.
На основе знания истории Ёритомо хорошо представлял себе две вещи. Первое, что
вооруженные силы, хотя и не управляют полностью государством, но не могут быть
исключены из этого управления. И второе, верности и преданности способствует
гордость боевыми заслугами, поскольку боевые навыки отражают собственную
гордость и уверенность в себе, и это способствует развитию чувства чести как
проявления собственного достоинства. Воины Ёритомо были преданны ему, потому
что он сам был буси, умеющим стрелять из лука и владеющим мечом на уровне
лучших из них. Он также придерживался принципа буси, что каждый воин должен
быть постоянно готов сражаться и при необходимости сразу вступать в бой и
эффективно действовать в нем; большинство буси действительно считало, что все
остальное - это проявления эгоизма. Ёритомо требовал от своих воинов
постоянного изучения и отработки практических навыков будзюцу.
Таким образом, честь обязывала классического буси быть достойным бойцом,
преданным сёгуну. В условиях, когда преданность ценилась столь высоко,
репутация военнначальника должна была в значительной степени зависеть от него
самого и от его локального окружения. Вера буси в будзюцу порождала
соответствующие качества, достойные доверия и уважения окружающих. Воин считал
лишенным духа добывать только тяжелым трудом то, что может быть выиграно при
сочетании труда и риска. Такой образ мышления отличал буси от представителей
низших слоев общества, убеждения которых строились на зарабатывании трудом на
жизнь.
Настойчивые ежедневные занятия боевыми дисциплинами стали характерными для всех
буси. Эти упорные занятия включали тщательную отработку омотэ, или
поверхностной (открытой) техники, что продолжалось три-четыре года и включало
проработку до мельчайших деталей. Целью технического раздела омотэ было
обучение буси основной технике работы с оружием в соответствии с особенностями
традиции школы, в которой он занимался. На основе полученных базовых знаний
начиналось обучение высшей технике окудэн, или секретного уровня, которая
позволяла довести боевые навыки до совершенства. Боевые успехи определялись
степенью владения техникой этого высшего уровня. Овладение секретами боевой рю
давало уверенность в своих силах, поскольку воин знал, что при абсолютно
реальной проверке его навыков - в поединке - его рефлексы будут молниеносными.
Более того, обучение техническим тонкостям на уровне окудэн давало правильное
представление о возможностях всех технических действий по-отдельности. Например,
воин знал, что даже минимальное, на сантиметр, колющее движение мечом на
среднем уровне не даст противнику завершить рубящий удар сверху, поэтому стоять
под мечом противника совершенно безопасно. Напротив, при ударе снизу по
внутренней стороне запястья, даже если этот удар отрубает руку, противник
сможет нанести и скорее всего нанесет рубящий удар сверху. (Технические примеры
из школы Тенсин Сёден Катори Синто Рю, по которой достаточно долго занимался у
Учителя Отаке Ритсуке, освоив как открытый, так и, во всяком случае частично,
секретный разделы). Но значение будзюцу для классического буси было еще большим.
Это был образовательный процесс, в котором отдельные свойства личности
развивались как боевые качества: храбрость, вера в свои силы, самопожертвование,
готовность выполнять приказы, дисциплина, терпение, обоснованные суждения,
вежливость и рационализм развивались параллельно с овладением техническими
навыками.
Любые отклонения буси от того, что от него ожидалось, пресекались со стороны рю
соответствующим наказанием, вплоть до смерти. В результате классические
воины-буси оказались элитной группой бойцов, обладающих высочайшим боевым духом.
Будзюцу появилось и сохранилось не случайно и не по стечению обстоятельств.
Боевые искусства приняли систематизированную форму, потому что буси
ограничивали и направляли свое обучение с помощью обучающей системы, основанной
на ката, или формальных комплексах. Ката (одиночные и парные) стали и остаются
до сих пор основным тренировочным методом для всех направлений будзюцу. Это
единственный способ отработки нужных в будзюцу действий, практически
исключающий исключающий травмирование или убийство партнера.
В значительной степени по экономическим сообращениям, но также и с учетом
проблемы безопасности, занимающиеся будзюцу традиционно использовали
тренировочное оружие из твердого дерева. Металлическое оружие тоже применяли,
но не для повседневных тренировок, в условиях которых оно бы быстро сломалось
или получило повреждения. Деревянные же аналоги оказались более прочными и
легче заменяемыми. Относительная безопасность использования деревянного оружия
также была очевидным преимуществом.
Тем не менее, деревянное оружие нельзя рассматривать как заменитель
металлического с более низкими качествами. Во многих типах поединка
использование деревянного оружия было выгодней, чем работа с металлическим.
Известнейший японский мастер-фехтовальщик Миямото Мусаси (1584?- 1645)
предпочитал использовать в поединках боккен - деревянный меч по причине высокой
прочности и надежности такого оружия.
До пери
|
|