|
о. В целом можно сказать, что три новых видах
оружия использовались независимо друг от друга. Все это показывает скорее не
хорошую подготовку тех, кто с таким оружием работал, а скорее слабые боевые
навыки их противников, вооруженных мечами. Новое оружие, предназначенное для
задержания, не было бы эффективным против классического воина.
В период Токугава, когда в стране воцарился мир и оружие стало покрываться
пылью, бурно расцвели системы, основанные на схватках без оружия. Навыки в
дзю-дзюцу, которое было общим понятием, обозначавшим в период Токугава
разнообразные системы единоборства с минимальным вооружением участников, стали
мерой оценки боеспособности. Во многих системах дзю-дзюцу оружие не
использовали вообще. Техника таких систем основывалась на заимствованных из
китайской философии абстрактных идеях, включавших как основу мировоззрения
аксиому дзю ёку го о сэй суру - "гибкость побеждает жесткость". Японцы
расширили область применения этой аксиомы, трактуя ее как "мягкость побеждает
жесткость", "слабый побеждает сильного" и "уступчивость -основа силы". В боевой
технике классических воинов в какой-то степени присутствовали и гибкость и
уступчивость, но в поединке никогда полностью не рассчитывали только на эти
факторы. Упор на подобные установки интеллектуального плана прямым ходом вел к
потере эффективности тех систем, которые держались на указанных факторах.
Установка классического воина о том, что боевые искусства должны быть
эффективны в реальном бою, заменилась чувством удовлетворения от ритмичных
движений. Получение эстетического удовольствия стало целью многих систем
дзю-дзюцу.
Таким образом, высокий боевой дух прошлого был сильно ослаблен в период
Токугава. Акцент занятий боевыми искусствами был перенесен из области
собственно поединка в область получения удовольствия. Именно в этот период цель
самозащиты заменилась путем самосовершенствования, что проявилось утрате
уважения к боевым искусствам (будзюцу) и развитию и росту престижа боевых путей
(будо).
Возможное остаточное влияние методов классических буси в эпоху Токугава было
практически сведено к нулю после военных походов против тех, кого называли
тётэки - мятежниками. В битвах при Сэкигахара (1600), замке Осака (1614-1615) и
Симабара (1638) погибли сотни тысяч классических буси, сметенные ружейным огнем
солдат бакуфу. С тех пор классические буси, потерявшие свою роль как
эффективной социальной силы, сохранились лишь в форме малочисленных
изолированных групп. Классические буси способны были подняться снова, выступая
против неудовлетворяющей их государственной политики, но результат такого
выступления был заведомо не в их пользу. Признание факта, что только
использование огнестрельного оружия сделало возможным победу над классическими
буси - это признание величайших достоинств этих воинов, которых никто в Японии
не мог победить никакими другими методами.
Глава 3
Развитие будзюцу
Желание уничтожить в людях героизм - это извращение морали
(Генрих фон Трайтшке)
Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды
истории Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать
разное оружие и возможности его применения. Однако, ни стандартизация оружия,
ни систематизация боевых искусств не была возможна, пока не сформировался класс
профессиональных воинов. Большинство исследований указанного рода проводили
буси - те, кто, выйдя живым из суровых битв, завоевал всеобщее уважение и
признание, которое так быстро приходит на поле боя. Примерно начиная со второй
половины 12 века, результаты таких исследований систематизировались, а затем на
этой основе формировались рю - системы и школы боевых искусств. Основное
внимание уделяли работе с наиболее часто используемым оружием - луком и
стрелами, мечом, копьем, алебардой, но при этом не упускали из виду ни одного
вида оружия или техники боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку
будзюцу стало впечатляющей силой: сформировалось около шестидесяти различных
боевых систем, формально представленных в более чем девяти тысячах традиционных
школ - рю.
Важно знать, что боевым качествам рю стали официально придавать значение при
военном правительстве (бакуфу) эпохи Камакура, когда правитель активно искал
лучших представителей и мастеров школ и приглашал их в качестве инструкторов.
Те рю, которые отказывались сотрудничать с правителем или не попали в число
избранных им, продолжали развивать боевые традиции на частной основе.
Следует согласиться, что с точки зрения современных стандартов классическая
боевая рю основывается на незыблемых правилах, оружии и технике боя. Тот факт,
что такие традиции сохранились в 20 веке, показывает верность традициям, а
вовсе не неспособность представителей этих школ изобретать, использовать или
вносить новые идеи.
Каждая рю развивала собственные технические принципы, которые делали ее
уникальной. Эти общие принципы школы и особенности системы обучения составляли
передающуюся из поколения в поколение основу школы, недоступную для посторонних.
Со временем распад очень многих школ на отдельные ветви и направления,
сопровождающийся развитием конфликтов и серьезными профессиональными разборками,
оказался неизбежным. При наличии растущего желания выяснить чьи традиции лучше,
схватки между мастерами, использующими технику разных школ, стали
повсеместными. Такие поиски оптимальных путей победы над врагом дали сильный
толчок к еще более широкому развитию будзюцу.
Будзюцу, представлявшее собой систему навыков ведения реальных боевых действий,
предназначалось как для армии, так и для флота. Представляя в первую очередь
технику владения разными типами оружия, в п
|
|