|
а
неэффективными для управления страной, были заменены тем, что проявило себя как
зародыш современного милитаризма.
Идея Хидэёси создать класс военных была не нова. Однако, благодаря своим указам,
запрещающим изменения социального положения и ношение оружия простолюдинами,
Хидэёси внес в управление страной нечто действительно новое, что не было
возможным даже во времена Ёритомо, а именно, создал абсолютную военно-кастовую
систему. Раньше социальное положение всегда можно было изменить, хоть это и
могло быть непросто, и никогда не существовало прямого запрета на хранение или
ношение оружия.
Установление абсолютной кастовой системы - отличительная черта милитаризма, на
основе которой правительство Токугава построило тотально-милитаристическое
общество, сначала приняв указы Хидэёси, а затем еще дополнительно ужесточив их
в новых изданиях. Для правительства были характерны и другие проявления
милитаризма, отсутствовавшие в более ранних бакуфу. Оно использовала большие
отряды буси и большое количество материальных затрат для таких обычаев.
Интересов и действий, которые умозрительно связывались с боевыми искусствами,
оставаясь в действительности далекими от боевого назначения. Токугава собирали
армии для укрепления влияния собственной семьи, а не для настоящей войны. Это
способствовало деградации воображения и изобретательности воинов, а длительное
ведение такой политики разрушало боевые навыки. В процессе неуклонного
следования своей политике правительство Токугава нарушило социальное и
политическое равновесие в стране. Переоценка задачи сохранения
социально-классовой, культовой и наследуемой власти и вера в неестественные
социальные перестройки и образовавшийся в результате привилегированный класс
так называемых военных породили в сёгунате дух самовлюбленного милитаризма, что
при игнорировании боевой действительности вело к напрасным потерям людей и
непродуктивной военной службе.
Буси, служившие бакуфу Токугава, за редкими исключениями могли быть названы
карьеристами. Они не могли законным образом вывести свою родословную из
уважаемых семей, поэтому подделывали генеалогические документы, чтобы
обеспечить себе престиж, необходимый для назначения на важные посты в бакуфу.
Эти ничтожные люди радовались любому своему преимуществу над простолюдинами,
легко забывая из какого социального слоя вышли сами. Они подавляли тех, с кем
раньше были равны, за счет обманных свидетельств своей социальной значимости.
Они прятались за многочисленными искусственно созданными социальными и
правовыми барьерами, такие как фальшивые заслуги, высокопарное поведение,
ненужные проявления силы и попытки присвоить незаслуженную боевую славу воинов
прошлого, с которыми они не имели ничего общего. Даже лучшие из них были буси
только по праву рождения, не прошедшие долгой и активной боевой службы, то есть
не соответствовавшие критериям классического воина. Хатамото - знаменосцы,
которые представляли высший ранг буси, были особенно показательной группой, не
соответствовавшей занимаемому положению и способствовавшей усилению
недовольства относящимися к бакуфу Токугава буси со стороны общества в целом.
Немногие настоящие классические буси, сохранившиеся в то время, также не могли
испытывать к бакуфу Токугава ничего, кроме недовольства, поскольку в
правительство входили морально пустые и эмоционально неустойчивые люди, которые
боялись войны, а в мирное время повторяли, как попугаи, правила и установки
классических буси, приписывая их себе.
Имеющиеся исторически данные достоверно свидетельствуют, что в этическом и
правовом аспекте бакуфу по отношению к классу буси в целом выполняли функции
смирительной рубашки. Бакуфу сделала всех буси постоянно занятыми и
озабоченными финансовыми вопросами. Напускная торжественность и церемониальный
характер соответствующих действий провительства способствовали развитию
диктаторских качеств у тех, кто относился или был близок к правящим кругам.
Перспектива деградации воинов Токугава была очевидной. В условиях длительного
периода мира, радовавшего нацию, большинство буси Токугава обленились.
Обнаружив у них отсутствие навыков в таких важных для боевой подготовки
дисциплинах, как езда на лошади, стрельба, плавание, а также работа с мечом и
другим оружием, один из сёгунов, в сильном возмущении, решил, что стоит вызвать
провинциальных буси и сделать их инструкторами будзюцу. Эта крупномасштабная
акция вызвала лишь временный подъем интереса к боевым искусствам.
Буси Токугава прославились проявлениями своего нежелания вступать в поединок
при наличии такой возможности. Напротив, провинциальные буси сохранили высокий
боевой дух, поскольку жили в суровых условиях. Там, в разобщенных и удаленных
областях, сохранившиеся классические боевые рю продолжали поддерживать веру
бойцов в то, что верность и честь - незаменимые качества истинного воина. Со
временем убедительность и сила их утверждений возрастали, приобретая
антиправительственную окраску, что в конечном счете привело к падению режима
Токугава. Общая деградация боевых навыков буси в эпоху Токугава может быть
прослежена по изменениям мицу-догу - трех видов классического оружия,
использовавшихся одновременно для защиты от нападающих, вооруженных мечами. Эти
предметы включали сасумата - подобие вил, содэгарами - палку с длинными шипами,
и цукубо - Т-образное оружие. Все три предмета были снабжены очень длинными
рукоятками, чтобы обезопасить их владельцев от клинка опытного мастера. В
период Токугава такое оружие стало чисто декоративным, и очень немногие воины
умели им пользоваться в поединке. Их заменили три других вида оружия,
использовавшиеся стражами порядка при Токугава: дзюттэ - раздвоенная на конце
железная дубина, манрики-гусари - длинная тяжелая цепь, и рокусякубо - шест из
тверого дерева длиной 180 см. Эти виды оружия, за исключением последнего, были
небольшой длины, то есть предусматривали, что их обладатели должны подойти к
своим противникам достаточно близ
|
|