|
брезали, "…а
потом отдавали в гвардию турецкого султана, так называемый корпус янычар…" (там
же, с.335).
Славянские дети, попадавшие в арабскую Африку, там также составляли гвардию -
"Мамлюков". В Кардовском халифате гвардия традиционно состояла из восточных
славян.
Большее число пленных становились обыкновенными рабами.
"но самое ужасное положение было тех взрослых мужчин - невольников, которое
попадали в турецкие суда - кадриги или галеры, называвшиеся у запорожцев
каторгами." (там же, с.335).
"На всех военных судах турок, - пишет православный серб Юрий Крижанич, - не
видно почти ни каких других гребцов, кроме людей русского происхождения" (там
же, с.335).
На галеры попадали люди физически сильные и склонные к неповиновению, обычно
запорожские и донские козаки и русские, считавшиеся "…в Крыму хитрыми,
коварными, способными к побегам и потому сравнительно дешевыми." (там же, с.
333).
Несмотря на суровые условия содержания, с галер совершались побеги, причём,
нередко узниками захватывались и сами суда. В 1613 году во время боя с
испанской эскадрой, в Средиземном море, 400 галерников успешно подняли
восстание и освободились. 1627г. под руководством козака Марко Якимовского
турецкая команда "каторги" была перебита и выкинута в море, а корабль захвачен.
Историю этого восстания мы знаем только благодаря итальянскому автору Марко
Томазо Марнавизино, иначе она, как и большинство других подобных событий, могла
не сохраниться в исторической памяти. "Ждерела свiдчать також про повстання на
турецьких галерах, в яких брали участь запорожцi i донцi у 1654, 1665, 1697 та
iнших роках." (Источники свидейтельствуют также про восстания на турецких
галерах, в которых принемали участие запорожци и донци в 1654, 1665, 1697, и
вдругие годы.) ( Мицик Ю. А. Плохiй С. М. Стороженко I. С. Як козаки воювали.
Днiпропетровськ, Памьятки Украiны".1991г с.189). " Але, незважаючи на це,
невiльники масами тiкали на батькiвщину, повертались з найвiддаленiших куткiв
Европи, Азii та Африки." (Но, не смотря на это, невольники массами убегали в
Отечество, возвращались из наиотдалённейших уголков Европы, Азии и Африки.)
(там же, с.181.)
Однако, безусловно, возвращаться удавалось не всем, а кому-то было и некуда.
Использование христианских рабов было возможным только в мусульманских странах
и местами в Новом свете, там, где не имели силы общеевропейские нравственные
ценности и нормы. Таким местом в Южной Америке долго оставался город-порт Байа,
практически независимый пиратский центр. Как мы уже помним, именно Байю, негры
считают центром распространения капоэйры. Но даже там было практически
невозможно иметь в собственности большое количество белых рабов.
В пользу нашей мысли о том, что у истоков формирования бразильской капоэйры
стояли вырвавшиеся из мусульманской неволи козаки, русские и украинцы, говорит
ещё и обычай капоэристов, целовать перед выходом в Роду свой нательный крест.
Не было смысла христианину, даже рабу в окружении христиан, или даже
африканских язычников, демонстрировать свою христианскую верность перед выходом
в круг. Такой обычай мог возникнуть только в воинском объединении, находящемся
во враждебном, например, исламском окружении. Хорошо известно, что целование
креста у православных означает присягу и получение благословения на какое-либо
серьёзное дело. В казачий коллектив - круг можно было войти, только поцеловав
крест, перекреститься, иногда полагалось выпить горилки, закусывая салом, чтоб
доказать, "что - не басурман и не жид", видно в рабстве стао не до горилки и
сала, (кстати, сало у свиней в Бразилии из-за жары не нарастает и не
засаливается), а вот перекреститься и поцеловать крест - это обязательное
действие капуэриста перед входом в Роду. К сожалению, этот жест начинает
исчезать из употребления в современных федерациях капоэйры, но сохраняется в
Бразилии в уличных "фавэльских" "РОДАХ".
Любопытно, что слово "РОДА", обозначающее в капоэйре: круг капоэристов, обряд
боевой пляски, коллектив капоэристов, и по смыслу и по звучанию тождественен
восточнославянскому "РОТА" т.е. боевой отряд (от древнеславянского "рать") и
слову "рада", т.е. военный совет казаков.
Интересно ещё одно совпадение: как у капоэристов, так и у казаков "РОДА" и
"РАДА" графически могли иметь только две канонические формы: бойцы вставали
либо кругом, либо подковой (в Бразилии подковой встают, например, капоэристы
фавэлы Росини из Рио-Де-Жанейро.
После принятия в казачий круг, новый воин получал новое имя в соответствии с
теми качествами, которые он демонстрировал. На северо-западе России такое имя
называлось драковым, капоэрист, тоже получал драковое имя, когда принимался в
воинское братство, и во время Роды его называли только по этому новому имени.
Бо
|
|