Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Базлов Г.Н. - "Как возникла капоэйра?"
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
Вступление. 

В конце 90-х годов на глаза попался фильм, где фрагментом промелькнула запись 
капоэристской роды. Понравилось. Ряд движений напоминал известные мне русские 
способы боя на нижнем уровне и пляску вприсядку, свойственную всем 
восточнославянским народам. Тогда было мало материалов по капоэйре и мне не 
довелось более подробно познакомиться с заинтересовавшей меня бразильской 
боевой пляской. 

В марте 2000 года моим друзьям удалось организовать экспедицию в Бразилию, с 
целью изучить обрядность капоэйры и пособирать бытующие в среде капоэристов 
предания и мифы. Меня пригласили принять в ней участие. Так же мы хотели узнать 
мнение бразильских исследователей о происхождении капоэйры. 

Посетив несколько род в разных федерациях капоэйры, мы не удовлетворили своего 
любопытства. Как и в любом спорте, традиции были сильно выхолощены и 
модифицированы в угоду современной моде на восточные единоборства. Вскоре нам 
удалось отыскать в Рио, группировку из фавелы Росини, которую тренировал 
27-летний негр Лусио с драковым именем Бенсалини. В этой фавеле проживает около 
полумиллиона человек, большинство из них не зарегистрированы государством, не 
умеют читать и писать, ни где не работают и балансируют на грани закона, а 
зачастую постоянно его преступают. Фавелы не посещаются людьми из города. Даже 
полиция не решается входить в фавелы. Там свои законы и своя власть. 

Таким образом, в Рио есть целый мир, где воедино спаяны нравы уголовной среды и 
древние капоэристские традиции. Капоэйра очень долго была вне закона и также 
как за практику бузы, за занятия капоэйрой, сажали. 

Подружившись с Бенсалини и Баригой, мы получили редкую даже для бразильского 
исследователя возможность беспрепятственно навещать фавелу и рассматривать 
традицию капоэйры в её естественной среде. Схожесть ряда черт в капоэристских 
обычаях и в традиции русского боя "вприсядку", побудили меня к перечислению 
этих совпадений на бумаге и к размышлению над возможностью кросс-культурных 
взаимодействий этих двух боевых традиций. Распространённое предание об 
Африканском происхождении капоэйры меня совершенно не устраивало (об этом в 
статье), к тому же Бразильские исследователи пришли к единодушному выводу, что 
капоэйра могла сложиться только в Бразилии. Стремление привести в логический 
порядок противоречивые впечатления от бразилькой экспедиции стали причиной 
этого очерка. 

Предложенная нами история происхождения капоэйры, на наш взгляд, логичней 
других доступных нам преданий и публикаций на эту тему. А отвергнуть или 
принять нашу точку зрения - это право читателя. 

Базлов Григорий. 2001 г. 



--------------------------------------------------------------------------------

Поиск предпосылок происхождения боевого искусства - капоэйры в среде 
бразильских рабов, связан с рядом серьёзных проблем. Можно даже сказать, что на 
сегодняшний день не существует ни одной логичной теории возникновения этого 
вида борьбы. 

Бразильские негры-капоэристы считают, что её привезли из Анголы вместе с рабами,
 что мало вероятно. Дело в том, что западная тропическая Африка: Ангола, 
Камерун, Нигерия, Конго - это страны с весьма консервативной традиционной 
культурой, а вследствие этого с высокой степенью сохранности всех фольклорных 
форм. Именно из этих стран возили рабов в Бразилию, однако, современные 
этнологические исследования этого региона, предпринятые учёными, в том числе и 
бразильскими, не дали ни каких обнадёживающих результатов - там нет подобных 
боевых танцев, нет и аналогичных систем боя. 

Наиболее близкий боевой танец, существующий в западной Африке и сохранившийся в 
практике капоэристов в Бразилии - это "Макулеле". Он безусловно сыграл роль в 
формировании лица современной капоэйры, это и есть африканский вклад в развитие 
бразильской системы. Но его движения, ритм и рисунок принципиально различаются 
с капоэйрой. 

Макулеле - это танец с двумя "факао" (длинными ножами для рубки тростника) или 
с двумя "бастао" (палками длинной с предплечье), этим оружием пляшущие наносят 
ритмичные удары по палкам или ножам партнёра, в промежутках между ударами 
делают какие - либо танцевальные "па" (подобные конструкции плясового обряда 
встречаются в мире широко: и у славян, и у кавказцев, и в Китае). В макулеле 
практически отсутствуют прыжки, нижние удары и подсечки из положения "на 
корточках". Иногда капоэрист пляшущий макулеле, вставляет в танец движения из 
капоэйры, но они не характерны для исходной формы макулеле, это просто перенос 
плясуном двигательных форм из одной традиции в другую. Ещё одна немаловажная 
деталь, макулеле не пляшут под "биримбао" - священный инструмент капоэйры, если 
бы корни капоэйры были в макулеле, то и этот танец сопровождался бы игрой на 
биримбао. Кстати говоря, точного эквивалента биримбао в Африке не найдено. 
Биримбао - это, по выражению капоэристов, "сердце капоэйры". Инструмент 
выглядит как лук (с одной тетивой), но вместо жил для тетивы теперь берут 
струну из велосипедного колеса, поверх струны и палки надевается резонатор 
(специально выделанная тыква, напоминающая скорлупу большого ореха), на гриф 
навязывают ленточки с написанными христианскими молитвами (их обычно привозят 
из Байи). По струне бьют палочкой и ритмично глушат её звон, дотрагиваясь до 
струны камнем, а резонатор одновременно то отводят от живота, то прижимают. 

Выходя в круг на бой, капоэрист сначала крестится, а потом с почтением 
дотрагивается до биримбао, только после этого идёт в игру. Безусловно, такой 
важный боевой музыкальный инструмент - конструктивный элемент боевого обряда, 
перекочевал бы из предтечи в капоэйру, однако в макулеле его нет. Из всего 
вышесказанного следует вывод: Африка не является родиной и истоком капоэйры, т.
к. её вклад в эту традицию ограничивается некоторой этнокультурной эстетикой в 
пластике, музыке и жесте. Само собой, что основные носители боевой культуры 
капоэйры: бразильские рабы - негры привнесли в эту систему свой национальный 
колорит, боевой опыт, свои обычаи и верования. Но как мы уже выше говорили, 
этот африканский вклад не является структурообразующим и исходным, он был 
вторичен, и появился не в Африке, а в Южной Америке - в Бразилии. 

Можно предположить, что другим возможным истоком этой бразильской борьбы могли, 
вероятно, быть традиционные боевые системы южноамериканских индейцев. 

От Североамериканских Великих равнин до Амазонии и бассейна реки Парана, в 
известных нам индейских боевых приёмах иногда используются удары ногами во 
время стойки на двух и одной руке, типа "колесо". Можно было бы допустить, что 
эти боевые движения были переняты беглыми неграми-рабами у местных племён и 
включены в боевой пляс, но и такое предположение не особенно помогает нам в 
объяснении происхождения капоэйры, так как прочие боевые движения бразильской 
борьбы, такие как, удары ногами и, особенно, бой "вприсядку", не характерны для 
известных нам на сегодняшний день индейских боевых танцев и способов боя. На 
наш взгляд, на формирование современного лица бразильской борьбы, индейского 
влияния было ещё меньше, чем африканского. Да и было-ли? 

Влияние индейских традиций на боевое искусство бразильских рабов было 
минимальным потому, что уже в 1755-1758 г.г. рабство индейцев было бразильским 
законодательством отменено (для сравнения: доставка африканских рабов в страну 
началась с 1538 г., а спустя 217 лет индейцы и негры оказались в состоянии 
социального неравенства). 

В пальмовой республике Палмерес - крупном независимом центре беглых рабов (1630 
-1697 г.г.) штата Алагоас, (именно этому месту бразильское предание приписывает 
первородство капоэйры), индейцы находились у негров на положении рабов, более 
того, метисы и индейцы составляли основную массу рабов, а, следовательно, ни о 
каком взаимном творчестве рабов (индейцев) и рабовладельцев (негров) не могло 
быть и речи. Правда, рабы доказавшие свою верность республике в битвах с белыми,
 получали от Палмерес "вольную", но даже освобождённые индйцы занимали самую 
низкую социальную ступень в этой бразильской "вольнице". Расовая нетерпимость 
доходила до того, что свободным индейцам запрещалось посещать негритянские 
религиозные собрания и народные праздники, что уж говорить о "РОДЕ" - боевом 
обряде капоэристов. 

Довольно низким положением пользовались в Палмерес и "кафузо" -дети от браков 
индейцев с неграми. 

Из-за особенностей бразильского законодательства о рабстве и нетерпимого 
отношения негров к индейцам, те практически всегда принимали сторону белых и 
участвовали в сражениях и охоте на беглых рабов. И по сей день песни 
бразильских негров называют индейцев предателями и коварными изменниками. 

Такое состояние глубокого расового отчуждения вряд ли могло создать среду для 
возможной передачи индейской боевой традиции неграм, да и следов этой передачи 
нам в капоэйре обнаружить не удаётся. 

Колонизация Бразилии португальцами началась с 1530-го года, сначало поселилось 
400 колонистов, а уже к концу XVI-го века появились плантации кофе и сахарного 
тростника. Регулярная доставка рабов началась примерно с 1538-го года, а с 
начала XVII-го века в страну ежегодно ввозилось в среднем около 44-х тысяч 
рабов из Африки. Наибольшее количество рабов шло из западной Африки: Ангола, 
Нигерия, Конго, Камерун. Особо ценились рабы из северной Африки, находящейся 
под влиянием исламского арабского мира, этих рабов чаще использовали в качестве 
прислуги, считалось, что они сообразительнее и культурнее. Рабов из западной 
Африки направляли на плантации, учитывая их силу и выносливость. 

Для профилактики неповиновения и во избежания восстаний рабов, трудовые 
коллективы старались комплектовать из разных этнических групп, языковой барьер 
был довольно сильным препятствием к объединению. Различные языки, праздники, 
обрядность, песни и танцы, бытовые обычаи, традиции социальных отношений - были 
почти непреодолимым препятствием на пути к формированию единой рабской культуры.
 

Ещё одним фактором, мешавшим складыванию общей, передаваемой из поколения в 
поколение традиции, была смертность. В среднем срок жизни раба на плантациях 
ограничивался 15-и годами, дешевле было привозить новых негров из Африки, чем 
обеспечивать уже привезённым приличные условия жизни. 

Некая единая боевая культура - "капоэйры" могла родиться только в независимых 
поселениях беглых рабов - "киломбо", которые появились в провинции Байя уже в 
1632-м году и существовали по 1792 год, а может быть и значительно дольше. 
Здесь в постоянной борьбе с правительственными отрядами могла возникнуть 
свободолюбивая воинская традиция. Особое место среди этих центров борьбы 
занимала "республика" Палмерес. 

Возник Палмерес, по преданию, после того, как 30 (иногда говорят - 40), 
сбежавших с корабля невольников, основали вольное боевое поселение, учредив в 
нём воинские демократические обычаи. Из него совершали набеги на имения 
землевладельцев, освобождая рабов, пополняя ими свои ряды. Позднее, Палмерес 
состоял уже из нескольких поселков образующих военное объединение, целью 
которого была защита собственной независимости в непрерывных битвах с 
государством. Крупнейшим посёлком был "Макако". Жили в "республике" практически 
одни только мужчины, общая численность жителей Палмерес составляла около 20-и 
тысяч человек, в основном негров. Посёлки структурировались в единый социальный 
организм возглавляемый выбираемым (пожизненно) вождём - "Ганга Замби" (Великий 
Господин). За обычаи ранней военной демократии современники стали называть 
Палмерес республикой. Действительно, такая среда могла породить боевое 
искусство с традицией обучения и передачи навыков, но опять остаётся нерешенным 
вопрос, где берет начало искусство капоэйры, если не в индейской и африканской 
культуре? 

Бразильское предание повествует, что Палмерес была организована небольшой 
кучкой беглых невольников, именно они установили весь основной уклад в 
пальмовой республике. Но как смогли вырванные из первобытного общества 
разноэтнические рабы создать такую прочную, как - будто перенесённую откуда-то 
на новое место социальную структуру, как Палмерес? 

В поисках исходного этноса, участвовавшего в формировании капоэйры, как обычая 
и борьбы, мы должны отказаться от идеи найти предтечу капоэйры у (как уже стало 
ясно) краснокожих и чернокожих. Да и португальцев с испанцами, а заодно и всех 
европейцев придётся исключить по ряду причин: 

1. Подобных хореографических форм и обрядности, в западной Европе попросту нет.
     2. Да и с какой стати представители белых народов, создавших культуру 
рабства и плантаторства, должны стать рабам - неграм соратниками. 

Из всех этносов, населявших земной шар, только восточные славяне: 

1. Обладают подобной боевой хореографией ("Гопак" - у украинцев и пляска "В 
присядку" - у русских).
     2. В XVI, XVII, XVIII веках жители окраин Руси обращаются мусульманами в 
рабство. Причём, масштаб угона жителей в рабство вполне сравним с европейской 
работорговлей африканцами. 

Давайте посмотрим, есть ли у нас другие основания для таких выводов. 

" …1516, 1537, 1559, 1579, 1589, 1596, 1667, 1671, 1688 годы ознаменованы 
особенно страшными набегами татар на южные славянские страны. В эти годы татары 
уводили в неволю по 5000, по 8000, по 15000, 55000, даже по 60000 человек 
христиан." ( Д. I. Яворницький. Iсторiя запорозьких козакiв. У трьох томах. Т.1.
 Киiв. Наукова думка. с.331) 

Угнанных невольников отправляли в Кафу, Карасубазар, Тузлер, Бакчисарай, Хазлев 
(Евпаторию). "Здесь всегда жили турки, арабы, жиды, греки, армяне, покупавшие 
невольников,…". "В Кафе можно было всегда встретить массу, иногда до 30000 
человек, христианских невольников, то вновь приводимых на рынок, то 
отправляемых в далёкие страны на кораблях." (там же, с.334) 

"Проданные невольники развозились в отдалённые царства - Грецию, Турцию, 
Палестину, Сирию, Анатолию и продавались народам "чёрного племени", сарацинам, 
персиянам, индийцам, арабам, сирийцам, ассириянам" (там же, с.334) 

Судьба невольников была неодинакова, немощных и стариков "…татары отдавали 
своим сыновьям, которые на них, как на зайцах учили охотиться молодых собак, 
учились стрелять, убивая несчастных камнями, вырывая им икры, подрезывая 
подколенки и заживо бросая в море." (там же, с.334) Женщины становились 
служанками и наложницами: "…особенно печальна была участь женщин: сластолюбивые 
мусульмане, не стесняясь ни чьим присутствием, девиц насиловали при родителях, 
а жён при мужьях." (там же, с.333). 

"…а зверские мусульмане бесчестят жён и детей в глазах мужей и отцов; 
обрезывают детей в присутствии родителей; одним словом совершают тысячи 
неистовств." (там же, с.333). 

Мальчиков, попавших в неволю, прежде всего "басурманили", т.е. обрезали, "…а 
потом отдавали в гвардию турецкого султана, так называемый корпус янычар…" (там 
же, с.335). 

Славянские дети, попадавшие в арабскую Африку, там также составляли гвардию - 
"Мамлюков". В Кардовском халифате гвардия традиционно состояла из восточных 
славян. 

Большее число пленных становились обыкновенными рабами. 

"но самое ужасное положение было тех взрослых мужчин - невольников, которое 
попадали в турецкие суда - кадриги или галеры, называвшиеся у запорожцев 
каторгами." (там же, с.335). 

"На всех военных судах турок, - пишет православный серб Юрий Крижанич, - не 
видно почти ни каких других гребцов, кроме людей русского происхождения" (там 
же, с.335). 

На галеры попадали люди физически сильные и склонные к неповиновению, обычно 
запорожские и донские козаки и русские, считавшиеся "…в Крыму хитрыми, 
коварными, способными к побегам и потому сравнительно дешевыми." (там же, с.
333). 

Несмотря на суровые условия содержания, с галер совершались побеги, причём, 
нередко узниками захватывались и сами суда. В 1613 году во время боя с 
испанской эскадрой, в Средиземном море, 400 галерников успешно подняли 
восстание и освободились. 1627г. под руководством козака Марко Якимовского 
турецкая команда "каторги" была перебита и выкинута в море, а корабль захвачен. 
Историю этого восстания мы знаем только благодаря итальянскому автору Марко 
Томазо Марнавизино, иначе она, как и большинство других подобных событий, могла 
не сохраниться в исторической памяти. "Ждерела свiдчать також про повстання на 
турецьких галерах, в яких брали участь запорожцi i донцi у 1654, 1665, 1697 та 
iнших роках." (Источники свидейтельствуют также про восстания на турецких 
галерах, в которых принемали участие запорожци и донци в 1654, 1665, 1697, и 
вдругие годы.) ( Мицик Ю. А. Плохiй С. М. Стороженко I. С. Як козаки воювали. 
Днiпропетровськ, Памьятки Украiны".1991г с.189). " Але, незважаючи на це, 
невiльники масами тiкали на батькiвщину, повертались з найвiддаленiших куткiв 
Европи, Азii та Африки." (Но, не смотря на это, невольники массами убегали в 
Отечество, возвращались из наиотдалённейших уголков Европы, Азии и Африки.) 
(там же, с.181.) 

Однако, безусловно, возвращаться удавалось не всем, а кому-то было и некуда. 

Использование христианских рабов было возможным только в мусульманских странах 
и местами в Новом свете, там, где не имели силы общеевропейские нравственные 
ценности и нормы. Таким местом в Южной Америке долго оставался город-порт Байа, 
практически независимый пиратский центр. Как мы уже помним, именно Байю, негры 
считают центром распространения капоэйры. Но даже там было практически 
невозможно иметь в собственности большое количество белых рабов. 

В пользу нашей мысли о том, что у истоков формирования бразильской капоэйры 
стояли вырвавшиеся из мусульманской неволи козаки, русские и украинцы, говорит 
ещё и обычай капоэристов, целовать перед выходом в Роду свой нательный крест. 
Не было смысла христианину, даже рабу в окружении христиан, или даже 
африканских язычников, демонстрировать свою христианскую верность перед выходом 
в круг. Такой обычай мог возникнуть только в воинском объединении, находящемся 
во враждебном, например, исламском окружении. Хорошо известно, что целование 
креста у православных означает присягу и получение благословения на какое-либо 
серьёзное дело. В казачий коллектив - круг можно было войти, только поцеловав 
крест, перекреститься, иногда полагалось выпить горилки, закусывая салом, чтоб 
доказать, "что - не басурман и не жид", видно в рабстве стао не до горилки и 
сала, (кстати, сало у свиней в Бразилии из-за жары не нарастает и не 
засаливается), а вот перекреститься и поцеловать крест - это обязательное 
действие капуэриста перед входом в Роду. К сожалению, этот жест начинает 
исчезать из употребления в современных федерациях капоэйры, но сохраняется в 
Бразилии в уличных "фавэльских" "РОДАХ". 

Любопытно, что слово "РОДА", обозначающее в капоэйре: круг капоэристов, обряд 
боевой пляски, коллектив капоэристов, и по смыслу и по звучанию тождественен 
восточнославянскому "РОТА" т.е. боевой отряд (от древнеславянского "рать") и 
слову "рада", т.е. военный совет казаков. 

Интересно ещё одно совпадение: как у капоэристов, так и у казаков "РОДА" и 
"РАДА" графически могли иметь только две канонические формы: бойцы вставали 
либо кругом, либо подковой (в Бразилии подковой встают, например, капоэристы 
фавэлы Росини из Рио-Де-Жанейро. 

После принятия в казачий круг, новый воин получал новое имя в соответствии с 
теми качествами, которые он демонстрировал. На северо-западе России такое имя 
называлось драковым, капоэрист, тоже получал драковое имя, когда принимался в 
воинское братство, и во время Роды его называли только по этому новому имени. 

Боевые пляски восточных славян: "ВПРИСЯДКУ", "БУЗА", "ГОПАК" пляшутся под 
частушки "На-задор" или "Под-драку", кто знает, под какие припевки пляшут 
капоэристы, тот обязательно обратит внимание на сходство. 

"Играй, играй, наклоняйся, бей.
     Сколько раз напоминать -
     Капоэйра, чтобы убивать!" - БРАЗИЛИЯ 

"Поломаться, поломаться
     Поломаться хочется,
     А по совести сказать,
     Нам подраться хочется!" - РОССИЯ 

Вход в круг - роду начинается с положения "на корточках" и потом, обычно, 
следует прыжок или колесо, именно так начинался бой спешившегося казака против 
всадника. На корточках - чтоб не достали саблей, прыжок - чтоб уйти от удара 
или выбить из седла наездника. 

Само название восточнославянских боевых наигрышей: "На задор", "На заводку", и 
другие говорят, что пляшущий приобретает некое задиристо - озорное настроение - 
состояние и в нём пляшет, и сражается. В капоэйре это - "АШЕ",- состояние 
весёлого боевого азарта. 

Восточнославянский аналог Биримбао - Бандурка, инструмент конструктивно 
неотличимый от биримбао. 

В плену, в походных условиях, на войне и в тюрьмах вплоть до времён Сталинских 
ГУЛАГов и Великой Отечественной, мужчины изготавливали бандурку, а иногда даже 
импровизированную балалайку, по-уральски "тринбой" (Название созвучное 
биримбао). Её делали из палки, которая служила грифом, а резонатором могла быть 
кружка, миска или тыквенная бутылка закреплённая на грифе выпуклостью наружу. 
Струн могло быть столько, сколько удавалось найти материала для их изготовления,
 конечно, у балалайки старались сделать три, но на Урале, на балалайке - 
тринбой, например, делали и восемь, а могла быть и одна. На таких нелепых 
инструментах приходилось и играть, и барабанить, музыка соответственно 
получалась не такая как на нормальной алалайке или кобзе, но другой ведь небыло.
 

Название борьбы - КАПОЭЙРА, тоже является загадкой, для португальского и 
местных индейских языков слово совершенно не понятное. Существует расхожее 
мнение, что капоэйрэс - это индейское название особого вида зарослей, куда 
убегали рабы, но это нам не кажемся особенно логичным, ведь такое название эти 
заросли могли получить и из-за того, что именно в них убегали и скрывались рабы 
капоэристы, т.е. наоборот, заросли прозвали в честь капоэйры. 

Нам кажется более логичным перевод названия борьбы, предложеный нам мистре 
Бинсолини (Лусио), известным преподавателем борьбы в фавэле Росини, в Рио. Он 
говорит, что у них в традиции считалось, что слово капоэйрос в старину 
означало: "убийство", "смерть", так было принято считать в их "РОДЕ". 

От Украины - до Урала, человек владеющий восточнославянским боевым танцем, 
умеющий применять его в сражении, назывался "Гопкорез" по аналогии с 
головорезом, ухорезом и т.п. 

Звучание слова капоэйрос и капоэрист действительно, очень напоминает плохо 
выговоренное слово - гопкорез. Посмотрите, первая буква (г), почти (х) - в 
украинском произношении, просто оглушена до (к); вторая согласная (п) не 
изменена; звук (ко) пропал и заменён сочетанием согласных (оэй); согласный звук 
(р) не изменён; согласная буква (З), произносимая как (С), сохранилась как (С). 
Гласные: (о), произносимый как (а), заменён на (а); к (о) прибавилось 
йотирование, стало - (оэй); (е) (по-украински, произносится - (Э), сохранилось 
как (э). В целом слово почти не изменилось. 

Г(КХ) О(А)   П     КО    Р  Е(Э)   З(С) 

    К      А       П   ОЭЙ   Р    Э        С 

Нас также не оставляет равнодушными поразительное сходство устройства 
республики Палмерес с традиционными южнорусскими и украинскими казачьими 
поселениями: зимовниками, станицами и сечами. 

Размеры нашей статьи не позволяют нам подробно сравнить боевые "па" русской 
боевой пляски вприсядку и украинского гопака с основными движениями капоэйры, 
скажем только, что их немало, как и перечисленных выше отпечатков нашей 
воинской культуры в обрядности капоэристов. Есть, конечно, и различия, их тоже 
много, иначе быть и не могло, ведь те немногие славяне, так и не вернувшиеся к 
отеческим могилам, не могли сформировать весь образ бразильской борьбы. 
Безусловно, капоэйра создана в Бразилии и безусловно, основными носителями этой 
борьбы стали чернокожие беглые рабы - капоэристы. 




 
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-