|
особым уважением. То же самое
справедливо по отношению к людям, которые помогают формированию жизни других
людей - служат им. Таким образом, учитель достоин глубокого уважения, потому
что он соединяет лха, ньен и лю в своих учениках. В идеальных случаях ту же
роль играют политики и общественные деятели. Точно так же и главная задача
воина состоит в том, чтобы соединять лха, ньен и лю в собратьях-людях и тем
самым помогать им.
Жизнь в соответствии с естественной иерархией состоит не в том, чтобы
следовать своду нерушимых правил, не в том, чтобы проводить свои дни согласно
безжизненным предписаниям или кодексам поведения. В мире достаточно порядка,
силы и богатств, и это может научить вас управлять своей жизнью искусно, с
добротой к другим и заботой о себе. Однако просто изучать принципы лха, ньен и
лю недостаточно. Открытие естественной иерархии должно стать личным опытом, ибо
магия есть нечто такое, что вы должны пережить сами. Тогда у вас больше не
возникнет искушения бросить шляпу на пол; более того, у вас никогда не появится
соблазн дурачить соседей или друзей. Вы будете вдохновенно служить своему миру,
полностью отдавать ему себя.
18. Как Управлять Идея управления своим миром состоит в том, чтобы жить
достойно и дисциплинированно, без легкомыслия - и в то же время наслаждаться
жизнью. Можно сочетать выживание с празднованием.
Странствие воина, посвященное открытию естественной иерархии реальности и
своего места в этом мире, оказывается одновременно и возвышенным, и очень
простым. Оно просто, потому что так непосредственно и трогательно. Оно
затрагивает ваши корни - ваше место в этом мире, место, откуда вы пришли, и
место, которому принадлежите. Это как если бы вы предприняли долгое путешествие
пешком через лес и шли в полумраке. Вы слышите голоса птиц, вы улавливаете на
небе отблеск угасающего света. Вы видите серп месяца и созвездия. Вы ощущаете
свежесть зеленой листвы и прелесть диких цветов. Где-то вдали лают собаки,
кричат дети; иногда вы слышите шум легкового автомобиля или грузовика,
проезжающего по шоссе. Когда ветерок овевает ваше лицо, вы улавливаете запах
лесной свежести; вы можете спугнуть случайного зайца или птицу, когда пройдете
мимо них. Темнота сгущается; и вы вспоминаете о муже или жене, о детях, о
дедушке или бабушке, о вашем мире. Вы вспоминаете, как пришли в первый класс,
где научились читать и писать, вспоминаете, как выводили первые буквы. Вы
шагаете по лесу драла, но вас не покидает чувство, что вы окружены другими
живыми людьми. Вслушиваясь, вы улавливаете только звук собственных шагов -
левой, правой, левой, правой, - да иногда раздается треск сухой ветки под ногой.
Вступив в этот мир реальности, в великий космический мир, вы найдете способ
управления своим миром - но в то же время обнаружите в себе глубокое чувство
одиночества. Возможно, этот мир станет для вас дворцом и царством, но вы
окажетесь одиноким монархом с разбитым сердцем. Это вовсе не плохо в любом
случае; фактически это путь к тому, чтобы стать достойным человеком - и, кроме
того, человеком сильным, способным помогать другим.
Такого рода одиночество причиняет боль, но в то же время оно прекрасно и
реально. Из этой вызывающей боль печали естественно придет стремление и
готовность работать с другими людьми. Вы постигнете свою самобытность; вы
поймете, что в вашем существовании, таком, как оно есть, заключено нечто
хорошее. Поскольку вы заботитесь о себе, вы начинаете заботиться и о других
людях, которые питали ваше существование или сами прошли путь воина и проложили
дорогу - теперь по ней идете вы. Поэтому вы чувствуете преданность линии воинов
- этих храбрых людей, кем бы они ни были, - которые совершили такое же
путешествие. В то же время вы начинаете заботиться обо всех тех людях, которым
еще предстоит пройти этот путь. Поскольку вы убедились, что он доступен для вас,
вы понимаете, что можете помочь пройти его и другим.
Вы начинаете видеть, что в вашей жизни существуют особые периоды, сменяющиеся
наподобие времен года. Бывают промежутки роста и созидания, когда вы питаете
свой мир и порождаете новые идеи, начинаете новые предприятия. Бывают времена
расцвета и изобилия, когда вы чувствуете полное богатство жизни, приток энергии,
широту. Бывают также периоды завершения, когда все приходит к концу, достигнув
перед этим наивысшего уровня; в это время нужно собирать урожай, пока не
наступило увядание. Наконец, существуют и холодные, резкие и пустые периоды,
когда весна новых начинаний кажется отдаленной мечтой. Эти ритмы жизни суть
естественные события, переплетенные одно с другим, как дни переплетены с
ночами; они несут вести - не вести надежды или страха, а послания вещей
реальных, как они есть. Если вы поймете, что каждый эпизод вашей жизни является
естественным событием, тогда вам не будет нужды метаться из стороны в сторону,
подвергаясь непредсказуемым толчкам сменяющихся обстоятельств и настроений,
приносимых жизнью. Вы обнаружите, что можете всецело находиться в мире во все
времена, выказывая себя храбрым и гордым человеком при любых поворотах судьбы.
В обычном представлении между выживанием и празднованием как будто существует
противоречие. Выживание как забота о своих основных потребностях основывается
на прагматизме, на усилиях, часто на изнурительной работе. С другой же стороны,
праздование нередко ассоциируется с экстравагантностью, когда человек позволяет
себе что-то такое, что превышает его средства. Идея управления своим миром
состоит в том, чтобы жить достойно и дисциплинированно, без легкомыслия - и в
то же время наслаждаться жизнью. Царство, которым вы управляете, - это ваша
собственная жизнь; это царство главы дома. Независимо от того, есть ли у вас
муж, жена, дети или нет, вашей повседневной жизни все равно свойственна некая
особая структура, особый уклад. Многим людям кажется, что регулярный характер
жизни угрожает им невыносимым однообразием: и
|
|