|
ет, и признание этого оказывается могущественным и благотворным
фактором: оно позволяет нам перестать жаловаться на тяготы борьбы со всем миром.
Вместо этого мы начинаем радоваться священной сути этого мира, начинаем
содействовать его священному элементу. Следуя по пути воина, можно расширить
свое видение и бесстрашно передавать его другим. Благодаря этому мы получаем
возможность вызвать глобальную перемену. Мы не в состоянии изменить способ
бытия мира, однако раскрываясь навстречу этому миру каков он есть, мы
обнаруживаем, что нам доступны доброжелательность, достоинство и смелость, что
они доступны не только нам, но и всем человеческим существам.
17. Естественная Иерархия Жизнь в соответствии с естественной иерархией
состоит не в том, чтобы следовать своду нерушимых правил, не в том, чтобы
проводить свои дни согласно безжизненным предписаниям или кодексам поведения. В
мире достаточно порядка, силы и богатств, и это может научить вас управлять
своей жизнью искусно, с добротой к другим и заботой о себе.
Принципы неба, земли и человека, рассмотренные в последней главе, составляют
один из способов описания естественной иерархии, один из взглядов на порядок
космического мира - великого мира, частью которого являются все человеческие
существа. В настоящей главе я хочу представить еще один способ видения этого
порядка; в нем заключена часть мудрости Шамбалы - мудрости моей родной страны
Тибета. Этот взгляд на мир также основан на трехчастном делении: его начальные
элементы называются лха, ньен и лю. Эти три принципа не вступают в противоречие
с принципами неба, земли и человека, но, как вы увидите, они дают несколько
иную перспективу. Лха, ньен и лю исходят скорее из законов Земли, хотя признают
и повеления Неба, и место Человека. Лха, ньен и лю описывают порядок и внешнее
устройство самой земли; они показывают, как люди могут вплести себя в ткань
изначальной реальности. Таким образом, применяя принципы лха, ньен и лю, мы, по
существу, пользуемся еще одним способом призвать силу драла, или естественной
магии.
Лха означает буквально "божественный" или "божество"; но в данном случае лха
скорее относится к высочайшим точкам Земли, а не к небесной сфере. Сфера лха -
это вершины снежных гор, где находятся ледники и голые скалы. Лха - высочайший
пункт, точка, которая раньше других улавливает свет восходящего Солнца. Это те
места на Земле, которые проникают в небеса, проникают в облака; таким образом
лха находится настолько близко небу, насколько небо вообще достижимо на Земле.
Психологически лха представляет первое пробуждение. Это переживание огромной
свежести и свободы от загрязненности вашего ума. Лха - это то, что впервые
отражает Великое Солнце Востока в вашем существе. Это также ощущение
собственного сияния, проецирование большой доброты. В человеческом теле лха -
это голова, прежде всего глаза и лоб; таким образом, принцип лха представляет
физическую возвышенность, а также проецирование вовне.
Ньен буквально означает "друг". Ньен начинается с широких горных отрогов и
включает в себя леса, джунгли и равнины. Горная вершина - это лха, а
величественные отроги гор представляют собой ньен. В традиции японских самураев
широкие накрахмаленные плечи одеяния представляют принцип ньен. Ту же роль
играют эполеты, подчеркивающие плечи, и в военной традиции Запада. В теле
принцип ньен включает в себя не только плечи, но также туловище, грудь и ребра.
Психологически это прочность, чувство опоры на земле. Таким образом, ньен
связан с храбростью и доблестью человека. В этом смысле он представляет собой
просветленную версию дружбы - быть смелым и полезным для других.
Наконец, есть еще лю, что буквально означает "водное существо". Это сфера
океанов, рек и великих озер, сфера воды и сырости. Лю обладает качеством жидкой
драгоценности; таким образом, сырость связана и с богатством. Психологически
переживание лю подобно прыжку в золотое озеро. Лю - это тоже свежесть, но не
такая, как свежесть ледяных гор лха. Здесь свежесть подобна солнечному свету:
отражаясь в глубоком озере, свет показывает драгоценное жидкое качество воды. В
нашем теле лю - это ноги, ступни и все, что находится ниже талии.
Лха, ньен и лю имеют отношение к временам года. Зима - это лха, самый
возвышенный и величественный сезон. Зимой вы чувствуете себя как бы наверху,
над облаками: вы ощущаете бодрящую свежесть, словно летите в воздухе. Далее
идет весна - она спускается с небес и соприкасается с землей; это переход от
лха к ньен. Затем наступает лето - полное развитие уровня ньен, когда все
растения зелены и в полном цвету. Потом лето переходит в осень, связанную с лю,
- наступает период заключительного развития, плодоношения. Плоды и урожай осени
- это осуществление лю. Вплетаясь в ритмику четырех времен года, лха, ньен и лю
взаимодействуют друг с другом и образуют основу процесса развития. Эта
закономерность применима и ко многим другим ситуациям. Взаимодействие лха, ньен
и лю подобно таянию снега на горе. Солнце согревает горные вершины, и снега
начинают таять. Это лха. Затем вода сбегает вниз по склонам гор, образуя ручьи
и реки; это ньен. В конце концов реки сливаются в океане - это лю, или
завершение.
Взаимодействие лха, ньен и лю можно увидеть и в человеческом поведении, во
взаимоотношениях людей. Например, деньги представляют собой принцип лха;
открытие счета и вклад в банк есть ньен; изъятие денег из банка для оплаты
счетов или для какой-либо покупки - это лю. Или другой простой пример: вы пьете
воду. Вы не можете выпить воду из пустого стакана, поэтому вы сначала наливаете
воду в стакан; стакан - это лха, вода представляет собой ньен; наконец, вы
пьете эту воду - наступил черед лю.
Лха, ньен и лю присутствуют в любой жизненной ситуации. Каждый предмет, с
которым вы работаете, связан с одним из этих трех понятий. Например, в одежде
шляпа находится на месте лха, башмаки - на месте лю, а рубашка, платье, штаны -
на месте ньен. Если эти принципы перепутаны, вы инстинктивно сознаете, что
произошло какое-то отклонение. Если, к примеру, солнце
|
|