|
силиться
преодолеть грубые стихии сущего, следует уважать их мощь и порядок как
руководство к поведению самого человека. В древней философии Китая и Японии три
начала, три принципа - земля, небо и человек - выражали взгляд на то, каким
образом человеческая жизнь и общество могут составлять одно целое с законами
природы. Эти принципы основаны на древнем понимании естественной иерархии. Я
пришел к выводу, что частью дисциплины пути воина должно быть постижение
принципов неба, земли и человека, - они наилучшим образом показывают воину, как
ему занять свое место в священном мире. Хотя в политической и социальной сферах
наши ценности совершенно отличны от ценностей имперского Китая и имперской
Японии, все же мы должны ценить глубокую мудрость, содержащуюся в этих
принципах естественного порядка.
Небо, землю и человека можно видеть буквально: небо вверху, земля внизу, а
человеческие существа стоят или сидят между ними. Согласно традиции, небо есть
обитель богов, самое священное пространство. Поэтому символически принцип неба
представляет собой любой высокий идеал, или переживание беспредельности и
священного. Величие и видение неба - это то, чем вдохновляется человеческое
величие и творчество. С другой стороны, земля символизирует практичность и
восприимчивость. Это почва, которая поддерживает жизнь и помогает ей. Земля
может казаться прочной и плотной, но можно проникнуть внутрь нее, на ней можно
работать. Землю можно культивировать. Правильные взаимоотношения между небом и
землей - вот что делает землю, ее стихию, гибкой и податливой. Вы можете
подумать о небесном пространстве как о чем-то совершенно безразличном и
концептуальном; но с неба также приходит тепло, приходит любовь. Небо остается
источником дождя, который падает на землю; таким образом небо сохраняет
симпатическую связь с землей. Когда эта связь установлена, земля начинает
поддаваться: она становится мягкой, уступчивой и благоприятной, на ней могут
существовать зеленые растения и человек получает возможность выращивать их для
себя.
Далее идет принцип человека, связанный с простотой: это - жизнь в гармонии с
небом и землей. Когда люди сочетают свободу небес с практицизмом земли, они
могут жить в хорошем человеческом обществе, в согласии друг с другом. Традиция
утверждает, что, когда люди живут в гармонии с принципами неба и земли, тогда и
четыре времени года и мировые элементы также работают совместно и гармонично.
Тогда не существует никакого страха, и люди объединяются в мире, как они того
заслуживают. Над ними - небо, под ними - земля; они радуются деревьям, зелени и
всему остальному; они приемлют все, что их окружает.
Но если люди теряют доверие к небу и земле или нарушают свою связь с ними,
тогда возникают социальный хаос и природные бедствия. В китайском языке
иероглиф, обозначающий правителя или царя, представляет собой вертикальную
линию, которая соединяет три горизонтальные линии - символы неба, земли и
человека. Это означает, что царь обладает силой объединять небо и землю с
хорошим человеческим обществом. По традиции, если выпадают обильные дожди, если
растительность оказывается хорошей, а урожай богатым, это означает, что царь -
подлинный, что он правильно объединяет небо и землю. Когда случались засуха,
голод, природные катаклизмы вроде наводнений и землетрясений, власть царя
ставилась под сомнение. Идея о том, что гармония в природе связана с гармонией
в делах человеческих, не является исключительно восточной. Например, в Библии
есть много рассказов, таких, как повествование о царе Давиде, где изображен
конфликт между небом и землей и возникающие в связи с этим сомнения
относительно царя.
Если мы применим принципы неба, земли и человека к нынешней обстановке в мире,
то увидим, что между социальными проблемами и проблемами природы существует
связь и что мы постоянно сталкиваемся с нею. Когда люди утрачивают связь с
природой, с небом и землей, тогда они не знают, как питать свое окружение и как
управлять своим миром - а это одно и то же. Люди разрушают свою экологию, а
заодно уничтожают и друг друга. Поэтому оздоровление общества невозможно без
оздоровления нашей личной, стихийной связи с миром явлений.
Когда люди утрачивают чувство жизни под широким открытым небом и на поросшей
буйной зеленью земле, им становится очень трудно расширить свое видение. Если
мы ощущаем небо как железную крышку, а землю - как выжженную пустыню, то нам
хочется спрятаться, а не раскрываться для помощи другим. Видение Шамбалы не
отвергает техники, не призывает к опрощению, "возврату к природе". Но в мире,
где мы живем, есть место для того, чтобы освободиться от напряжения и
приветствовать самих себя, наше небо и нашу землю. Мы можем разрешить себе
расправить плечи и поднять голову, увидеть в небе сияние яркого солнца.
Задача пути воина заключается в том, чтобы жить полноценно в таком мире, какой
есть, со всеми его парадоксами, и найти внутри этого мира сущность настоящего
мгновения. Открывая глаза, раскрывая ум и сердце, мы обнаруживаем, что этот мир
- магическое место; и магическое оно не потому, что неожиданно обманывает нас
или превращается во что-то другое, а потому, что может существовать столь живо,
столь ярко. Однако открытие этой магии может произойти только при условии, если
мы пересмотрим свой способ существования, если без колебаний и без высокомерия
найдем смелость провозгласить благо и достоинство человеческой жизни. Тогда
магия, или драла, сможет войти в наше существование.
Мир наполнен силой и мудростью, которые доступны каждому из нас. В некотором
смысле они у нас уже есть. Призывая принцип драла, мы призываем возможность
пережить священный мир - мир, обладающий самосущим богатством и блеском, а
кроме того - возможностями естественной иерархии, естественного порядка. Этот
порядок заключает в себе все аспекты жизни, в том числе уродливые, горькие и
печальные. Но эти качества также являют собой часть богатой ткани существования,
в которую можно вплести и наше бытие. Фактически, мы уже вплетены в нее, хотим
мы того или
|
|