|
С момента рождения, когда вы, покинув утробу матери, делаете первый вдох и
издаете первый крик, вы становитесь отдельной личностью. Конечно, еще
существует эмоциональная привязанность, как бы эмоциональная пуповина,
связывающая вас с родителями; но по мере того, как вы становитесь старше и
переходите от младенчества к юности и зрелости, эта привязанность с каждым
годом ослабевает. Вы становитесь личностью, способной функционировать отдельно
от матери и отца.
В своем странствии по жизни человеку необходимо преодолеть невротическую
привязанность - желание оставаться чьим-то ребенком. Принципы пути воина,
рассмотренные в первой части, направлены на развитие личной дисциплины, которая
помогает воину стать зрелым и независимым и испытать чувство личной свободы. Но
затем, когда такое развитие совершилось, не менее важно присоединиться к
товариществу всех людей. В этом органически выражается более обширное видение,
свойственное состоянию воина. Это видение основано на глубоком понимании всего
человеческого мира. В своем процессе становления воин естественно начинает
чувствовать свою глубинную общность с людьми, и это становится реальной основой
для помощи другим и в конце концов для подлинного вклада в улучшение состояния
общества.
Однако ваша связь с людьми и забота об их благополучии должны проявляться
практически, на уровне личного участия. Абстрактная забота о других
недостаточна. Самый практический и немедленный способ поделиться с другими и
работать для их блага - разобраться со своей домашней ситуацией и уже от этого
центра расширять работу. Итак, важный шаг в становлении воина - стать членом
семьи, человеком, уважающим свою повседневную домашнюю жизнь и преданным делу
ее возвышения и совершенствования.
Вы не можете помочь обществу одними только своими представлениями о благе
народа или всего мира. Существует множество идей о том, как организовать
общество, чтобы оно отвечало надеждам людей. Известна, конечно, популярная идея
демократического правления, правления народа. Другой подход - это правление
элиты, способной создать прогрессивное общество. Третья идея заключается в том,
чтобы принять научный подход к правлению, при котором природные ресурсы
распределяются поровну и налаживается уравновешенная экология. Эти и другие
идеи могут иметь успех и ценность, но они должны быть увязаны с опытом семейной
жизни каждого отдельного человека. Иначе возникнет огромный разрыв между вашими
великими планами для общества и реальностью повседневного существования.
Воспользуемся одной моделью из семейной жизни: встречаются мужчина и женщина,
влюбляются и женятся, начинают вести домашнее хозяйство, а затем у них
появляются дети. Им приходится заботиться о том, чтобы работала посудомойка, о
деньгах на покупку новой плиты. Дети растут, идут в школу, учатся читать и
писать. Иногда дети сохраняют идеальные взаимоотношения с родителями, однако у
семьи не хватает денег; или же денег много, но взаимоотношения внутри семьи
оказываются очень трудными. Жизнь швыряет нас из одной проблемы в другую.
Необходимо относиться с уважением к жизни на этом мирском уровне, потому что
единственный способ реализовать наше представление о благе общества заключается
в том, чтобы сначала реализовать его в масштабе отдельной семьи.
Стать членом семьи - это означает также гордиться мудростью своего семейного
наследия. С точки зрения Шамбалы, уважение к своей семье, к своему воспитанию
не имеет ничего общего с противопоставлением себя другим людям или с
высокомерием по поводу своего происхождения. Настоящее уважение - это понимание
того, что структура и весь опыт семейной жизни реально отражают глубокую
мудрость культуры. Эта мудрость передана и вам, и фактически присутствует в
повседневной жизни вашей семьи. Выходит, что если вы высоко цените свою
семейную традицию, то тем самым больше раскрываетесь для богатства всего мира.
Я очень хорошо помню, как открыл собственную связь с фамильным наследием. Я
родился в коровнике в Западном Тибете, где люди никогда не видали дерева.
Обитатели этого района живут на пастбищах, где нет ни деревьев, ни даже кустов.
Весь год они питаются мясом и молочными продуктами. Я родился подлинным сыном
этой земли, сыном крестьянина. В очень раннем возрасте меня признали тулку, или
воплощенным ламой; меня увезли в монастыри Сурманга, чтобы я прошел там
обучение и стал монахом. Поэтому с самого начала, почти с момента рождения, я
был удален из своего семейного окружения и помещен в монашескую среду. Меня
всегда называли религиозным именем - Трунгпа-ринпоче. Тем не менее я никогда не
забывал о своем рождении.
Когда я поступил в монастырь, мать поехала вместе со мною и оставалась там
несколько лет, пока я не стал достаточно взрослым для того, чтобы начать
формальное образование. Однажды, когда мне было четыре или пять лет, я спросил
ее: - Мама, какое у нас имя?
Она была очень застенчивой женщиной. И она сказала мне: - У кого это "у нас"?
Ты ведь
|
|