|
знаешь, что твое имя - Трунгпа-тулку.
Но меня это не удовлетворило: - А наше имя? Имя нашей семьи? Откуда мы
взялись?
Она сказала: - Ну, об этом тебе надо забыть. Это очень скромное имя, ты, может
быть, станешь стыдиться его.
Однако я продолжал настаивать: - А какое у меня семейное имя? Как меня зовут?
В ту минуту я держал в руке маринованную редиску - такой редиской кормят
лошадей. Я подбирал эти маленькие кисловатые овощи с земли за монастырской
кухней. Тулку не полагается их есть, но я с наслаждением жевал редиску и не
отставал от матери: - Мама, какое у нас имя? Какое имя носит наша семья?
Тут я собрался съесть еще одну редиску, испачканную грязью. Матери это очень
не нравилось, но она была такой робкой; к тому же мой вопрос застал ее врасплох
- и заинтересовал. Это был очень важный момент в наших взаимоотношениях.
Помнится, стоял ясный день; солнечные лучи проникали сквозь окно и освещали ее
лицо. Она казалась сразу и старой, и молодой. Я не сдавался: - Какое имя у
нашей семьи?
Наконец, она ответила: - Мукпо, конечно же, Мукпо! Только перестань грызть эту
редиску! Она для лошадей!
Кажется, я все-таки откусил еще кусочек редиски; я помню даже ее вкус. Она
была очень сочной и немного напоминала вкус цукэмоно, японских пикулей; и мне
она очень нравилась. Я взглянул на мать и спросил: - Значит, я тоже Мукпо?
Она не вполне уверенно сказала: - Ну, ты - ринпоче.
Я отчетливо помню, что еще спрашивал ее тогда, действительно ли я ее сын и
правда ли, что я вышел из ее тела. Она отвечала утвердительно, а затем
добавила: - Знаешь, я - низшее существо, я не совсем человек; у меня тело
женщины, и я рождена в бедности. Прошу тебя, вернись в свое помещение.
Она взяла меня на руки и унесла из кухонной пристройки в мою комнату. Но я
навсегда запомнил имя Мукпо как свое фамильное имя, источник моей гордости и
моей личности.
Мать была очень деликатным человеком. Насколько я знаю, она никогда не
проявляла никакой агрессивности, всегда оставалась уступчивой и доброй по
отношению к другим. Многие принципы и законы человеческого общества я почерпнул
из мудрости моей матери.
В нынешнее время семья уже не является фокусом всего общества; а раньше
крепкая семья была в определенной степени залогом выживания. Например, до того,
как появились больницы и врачи, мать обычно полагалась на помощь своей матери -
и во время родов, и в воспитании детей. Но теперь медики освоили мудрость
бабушек, и роды в родильных отделениях больниц принимают специально обученные
врачи. Никому больше не нужен опыт дедушек и бабушек, и они не играют в жизни
почти никакой роли. Они заканчивают свои дни в домах для престарелых, откуда
иногда приходят в гости к внукам и с умилением смотрят на их игры.
Во многих обществах существовал обычай воздвигать святилища для поклонения
предкам. Вы можете подумать, что такая практика свидетельствует об
исключительно примитивном мышлении или суеверии; но на самом деле почитание
предков является признаком уважения к накопленной мудрости традиционной
культуры. Даже в таком современном обществе, каким является Япония, до сих пор
существует прочная традиция уважения к умершим. Я не предлагаю восстанавливать
культ предков; но нельзя забывать, что люди собирали мудрость в течение многих
тысячелетий. Мы должны по достоинству оценивать достижения наших предков: они
научились делать орудия труда, изобрели ножи, луки и стрелы, научились рубить
деревья, варить пищу и добавлять в нее приправы. Нам не следует игнорировать
вклад прошлого в нашу жизнь.
Техника постройки зданий имеет за собой тысячелетнюю историю. Первые люди жили
в пещерах; потом они научились строить хижины, потом здания с опорами и
колоннами. Наконец, они стали воздвигать здания без центральных колонн с
потолками в виде арочного перекрытия, и это было замечательное достижение.
Такая мудрость заслуживает уважения. Ее никак нельзя считать принадлежностью
мира закатного солнца. Должно быть, не раз люди погибали, когда пытались
возвести строение без центральных колонн и оно рушилось. Они приносили в жертву
свою жизнь, пока, наконец, не была разработана удачная модель. Возможно, вы
скажете, что это достижение незначительно; но, с другой стороны, неумение
правильно оценить потенциальные возможности человеческого существования -
которые мы называем глубинным добром - стало одной из крупнейших проблем
человечества.
Однако почтение к прошлому само по себе не разрешает проблем этого мира. Нам
нужно найти связь между нашими традициями и нашим нынешним способом
существования. Погруженность в настоящее, или магия текущего мгновения, - вот
что соединяет мудрость прошлого с настоящим. Когда вы воспринимаете какое-то
произведение живописи или музыки, какое-то литературное произведение, то, вне
зависимости от времени, когда оно было создано, вы воспринимаете его сейчас. Вы
переживаете такую же погруженность в настоящее, в какой оно было создано. Оно
всегда пребывает в настоящем.
Испытать погруженность в настоящее можно через осознание, что именно этот
самый момент, именно это мгновение вашей жизни всегда есть подходящий случай.
Поэтому очень важно не забывать, где вы находитесь и что вы такое - здесь и
сейчас. Вот почему так важна ваша семейная обстановка, ваша повседневная
домашняя жизнь. Вы должны считать свой дом священным, видеть в нем драгоценную
возможность погрузиться в настоящее. Правильное понимание священного начинается
с очень простой вещи - с проявления интереса ко всем деталям собственной жизни.
Такой интерес - это обыкновенное осознание всего, что происходит в повседневной
жизни. Осознавайте момент, когда вы готовите пищу, когда ведете автомашину,
когда меняете
|
|