|
люди знали только страсть, в которой преобладали сексуальные устремления
(кой).
На Западе же со времен Древней Греции принято проводить различие между
эросом (сексуальной любовью) и агапе (божественной любовью). Эрос вначале
рассматривался как плотское желание, но постепенно приобрел более широкое
значение и вошел в сферу платоновских идей -- то есть сущностей, постигаемых
только разумом. Агапе - это духовная любовь, полностью отделенная от
плотского желания. Именно агапе последствии была названа христианской.
В соответствии с европейскими традициями, эрос и агапе всегда считались
противоположными. Поклонение перед женщин в средневековом рыцарстве имело в
свое" основе культ Девы Марии (эрос), но верно также и то, что высший идеал
рыцарской любви -- агапе, и полная свобода от эроса
Считается, что современный европейский идеал патриотизма также имеет в
своей основе агапе. Между тем, мы без преувеличения можем сказать, что в
Японии нет такого понятия, как любовь к родине. В Японии также нет такого
понятия, как любовь к женщине. В основе духовного мира японцев эрос и агапе
соединены воедино. Когда любовь к женщине или молодому человеку чиста и
целомудренна, она ничем не отличается от преданности самурая его господину.
Это представление о любви без различия между эросом и агапе в конце эпохи
Токугава было названо "любовью к императорской семье" (рэнкэиу-но дзе) и
положено в основу поклонения императору.
После войны императорская система правления отошла в прошлое, но это не
означает, что вместе с ней из духовного мира японцев ушло представление о
подлинной любви. Это представление основывается на твердой убежденности, что
все исходящее из глубины сердца образует идеал, к которому следует
стремиться и за который, если нужно, следует умереть. На этом основывается
философия любви "Хагакурэ". Дзете приводит в качестве примера любовь мужчины
к другому мужчине -- любовь, которая раньше считалась более возвышенно и
духовной, нежели любовь мужчины к женщине. Далее Дзете утверждает, что эта
са мая подлинная и чистая разновидность любви у самурая перерастает в
преданное господину и поклонение ему.
ТРЕТИЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
И в-третьих, "Хагакурэ" представляет собой философию жизни. Эта
философия не дана в "Хагакурэ" в виде логически последовательной системы
Книги Первая и
Вторая, которые излагают учение самого Дзете, изобилуют противоречиями,
и порой читателю может показаться, что одно изречение опровергает другое.
Так, после самых знаменитых слов "Хагакурэ": "Я постиг, что Путь Самурая --
это смерть" мы встречаем изречение, которое на первый взгляд, противоречит
им, но в действительности лишь усиливает их:
Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай,
что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день
встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится.
(Книга Вторая)
В данном случае слова: "Я постиг, что Путь Самурая -- это смерть" --
это предпосылка рассуждения, тогда как принцип: "Воистину жизнь человека
длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь" -- его заключение.
В данном случае заключение следует из предпосылки, но в то же время оно
выходит за ее пределы. Здесь проявляется парадоксальность философии
"Хагакурэ", где жизнь и смерть написаны на двух сторонах одного щита.
В ситуации "или--или" Дзете рекомендует нам без промедления выбирать
смерть, однако в другом месте он говорит нам, что мы всегда должны думать о
том, что будет через пятнадцать лет. Предвидение помогает человеку стать
хорошим самураем через пятнадцать лет, и тогда пятнадцать лет Пролетят, как
один короткий сон.
При поверхностном рассмотрении эти утверждения тоже могут показаться
против речивыми, но в действительности Дзете просто не уважает время. Время
меняет людей оно делает их расчетливыми и вынуждает отказываться от своих
слов. Чаще всего время ухудшает характер человека и лишь, очень редко
улучшает его. Но если мы согласимся с тем, что каждый из нас постоянно стоит
на грани смерти, и что нет другой истины, кроме той, которая свершается от
мгновения к мгновению, продолжительность промежутка времени не будет
казаться нам очень важной. Поскольку время при этом оказывется
несущественным, человек проживает пятнадцать лет как одно мгновение, и
считает каждый свой день последним. При этом он изо дня в день что-то
приобретает, и это приобретение позволяет ему исправно служить своему
господину. Таков основной принцип философии жизни "Хагакурэ".
Теперь позвольте мне перейти к систематическому изложению философии
жизни "Хагакурэ" и с этой целью рассмотреть ее основополагающие принципы,
сопровождая их своей интерпретацией.
1. Похвала энергичности
В послесловии к "Хагакурэ", озаглавленном "Праздный вечерний разговор",
Дзете говорит:
Я скажу, что не желаю после смерти становиться буддой. Я исполнен
решимости и дальше Служить своей провинции даже если для этого мне придется
пере рождаться в теле самурая клана Набэси еще семъ раз. Для этого мне не
|
|