Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Философия боевых искусств :: Юкио Мисима - ХАГАКУРЭ НЮМОН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
нужно никаких достоинств и талантов. Мне достаточно одной готовности посвяти
себя процветанию нашего клана.
     Можно  ли  допустить, что другие достойнее тебя? Ведь человек ничего не
достигнет в обучении, если он  не обладает великой уверенностью в себе.  Ему
не принесут  пользу никакие  наставления,  если не  направит свои усилия  на
служение он клану "Хагакурэ" превозносит такую добродетель,  как скромность,
но  в то же время напоминает, что самолюбивая энергия человека позволяет ему
действовать в  соответствии с физическими  законами  вселенной.  Нет  такого
понятия, как "слишком много энергии". Когда лев несется во  всю прыть,  поле
под ним исчезает. Преследуя добычу,  он может пробежать через все  поле и не
заметить этого. Почему? Потому что он лев.
     Дзете  видел, что схожий источник движущей силы есть и у человека. Если
ограничивать  свою  жизнь  скромностью,   повседневные  занятия  самурая  не
достигнут  высокого идеала.  Это  еще  раз  подтверждает  принцип,  согласно
которому человек  должен  иметь великое самомнение. Он должен в полной  мере
осознавать свою  ответственность  за благосостояние  клана.  Подобно древним
грекам, Дзете знал очарование и величественное сияние того, что они называли
губрис (гордость).

     2. Решимость
     Я постиг, что Путь Самурая -- это смерть.
     В ситуации  "или--или"  без  колебаний  выбирай  смерть.  Это нетрудно.
Исполнись   решимости  и   действуй.  Только  малодушные  оправдывают   себя
рассуждениями  о  ом,  что  умереть,  не  достигнув  цели, означает  умереть
собачьей  смертью.  Сделатъ  правильный   выбор   в  ситуации  "или--   или"
практически невозможно.
     Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что  каждый пытается найти
оправдание, чтобы  не умирать. Но  если человек не  достиг цели и продолжает
жить, он проявляет малодушие. Он  поступает недостойно. Если же он не достиг
цели  и  умер, это действительно фанатизм  и  собачья смерть. Но в этом  нет
ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый
вечер ты будешь готовить себя к смерти  и сможешь жить так, словно твое тело
уже  умерло,  ты  станешь  подлинным  самураем.  Тогда вся  твоя жизнь будет
безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.

     (Книга Первая)
     "Если  каждое утро  и  каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти  и
сможешь  жить  так,  словно  твое тело  уже  умерло,  ты  станешь  подлинным
самураем", -- вот новая философия, которую открыл Дзете. Если человек лелеет
смерть  в  своем сердце,  если  он  готов  к  тому,  чтобы  умереть  в любое
мгновение, он  не совершит ошибки. По мнению Дзете, человек ошибается только
в  том  случае, если ему не  удается умереть в нужное время. Однако,  нужное
время  случается  нечасто. Ситуация  "или--или" может возникнуть  один раз в
жизни. Подумайте о самом Дзете: с какими чувствами он встретил  смерть после
стольких лет отречения от жизни? Мог ли  он подумать, что  она придет к нему
безо всякого драматизма и застанет его в кровати, когда ему будет шестьдесят
один год?
     Однако для  Дзете важна не фактическая смерть, а  решимость умереть. Он
говорит  не  о  готовности   умереть  от  болезни,  а  о  решимости  умереть
добровольно. Смерть от болезни -- дело рук  Природы, тогда как  добровольная
смерть --  проявление  воли человека. И  если его свобода воли выражается  в
готовности умереть, что же тогда, спрашивает Дзете, есть свобода воли? Здесь
мы  видим  типичное для японцев представление,  что пасть  на поле  битвы  и
совершить ритуальное  самоубийство  -- в равной мере достойно. Мы видим, что
самоубийство, называемое сэппуку,  для японца -- не  признак поражения,  как
принято  считать на Западе, а окончательное волеизъявление человека, которое
призвано защитить его честь.
     То,  что у Дзете называется смертью,  в  действительности  представляет
собой  добровольный  выбор  в  пользу смерти. При  этом  неважно,  насколько
вынужденной  является  ситуация  -- если человек  преодолевает ограничения и
делает  выбор  в  пользу  смерти,  он  действует  свободно. Однако,  это  --
идеализированное представление о смерти, и Дзете прекрасно знает, что смерть
нечасто бывает  в  чистом,  неусложненном  виде.  Формула:  "Смерть  --  это
свобода" идеально подходит для самурая. Чтобы  обнаружить глубинный нигилизм
Дзете,  нужно  уметь  читать  между строк. Он знает,  что смерть  не  всегда
соответствует идеалу.

     3. Забота
     Мир человека --  это мир заботы  о других людях. Наша общественная роль
определяется этой заботой. Хотя эпоха самураев может  показаться жестокой, в
основе поведения самураев тогда лежали намного более тонкие инстинкты, чем в
наше время.  Дзете УЧИТ,  что даже когда мы критикуем других,  мы не  должны
забывать о добродетели, которую называют "заботой" или "участием".
     Высказывать  людям  свои мнения и  исправлять их ошибки очень важно.  В
этом проявляется  сострадание,  которое  больше  всего  помогает  в вопросах
служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны
человека  легко  и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди
полагают, что  делают  другим добро, когда  говорят  им нелицеприятные вещи.
Если  после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди
думают, что ничем  не могут помочь. Это неправильное мнение.  Делать так  --
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-