Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Философия боевых искусств :: Юкио Мисима - ХАГАКУРЭ НЮМОН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
девятого месяца первого года Кехо (1716). Это сочинение напоминает "Беседы с
Гете" Эккер-манна, потому что оно никогда не  появилось бы на свет, если  бы
не внимательность и литературное дарование слушателя, записавшего беседы.
     Дзете и его слушатель Цурамото Тасиро
     Во время  своей  первой  встречи  с Дзете,  Цурамото Матадзаэмон Тасиро
состоял на официальной  службе.  Он был  сильным молодым человеком  тридцати
двух  или  тридцати  трех лет -- на двадцать  лет моложе  Дзете. Как  я  уже
говорил, эпохи Гэнроку  и  Хоэй  были временем  ренессанса,  ознаменованного
появлением  поэзии  Басе,  трагедий  Тикамацу  и  литературных  произведении
Сайкаку. Прошло восемьдесят  лет после эпох  Кэйте  и Тэнна,  и за это время
появилось  много  серьезных  работ  по конфуцианству,  воинскому искусству и
заповедям  самураев. Не только городские купцы, но и  самураи теперь  искали
эстетическое  удовлетворение  в поэзии,  музыке  и  танцах.  руководства  по
самурайской этике,  трактат  конфуцианцев и  дискуссии о  боевых  искусствах
постепенно вырождались в досужее философствование.
     Автор "Хагакурэ" Дзете Дзинъэмон  Яма-то  родился в  городе  Кататаэ  в
провинции Сата  одиннадцатого дня шестого  месяца второго года Мандзи (1659)
и, как уже говорилось, умер в  возрасте шестидесяти одного года десятого дня
десятого  месяца четвертого года Кехо (1719).  Обращаясь к его биографии, мы
узнаем,  что у него  было  два  брата  и три сестры. Он  был  самым  младшим
ребенком  в  семье Сигэдзуми Дзинъэмона Ямамото. Его отец был младшим братом
Киеаки Дзинъэмона Накано и был принят в семью Мунэхару Сукэбэя  Ямамото. Имя
Дзинъэмон  было  дано  ему по  велению  дайме,  и Киеаки Накано  был первым,
Сигэдзуми Ямамото -- вторым, а Дзете -- третьим человеком, который носил это
имя. Этих трех самураев называли тремя поколениями Накано.
     Дзете  потерял отца  в одиннадцать  лет и  получил  общее  образование,
занимаясь под  руководством  своего двоюродного брата Цу-нэхару Городзаэмона
Ямамото,  который   был   на   двадцать  лет  старше  его.  Хотя  он  изучал
конфуцианство и буддизм под  руководством  Иттэя  Исиды и дзэнского  мастера
Таннэна,   он  не  мог  полностью  посвятить  себя   академическим  знаниям.
Впоследствии  на Дзете сильно повлиял дзэнский мастер  Рей, под впечатлением
от наставлений которого  после смерти хозяина Дзете  поселился  в уединении,
где, надо полагать, постиг тайны дзэн.
     Дзете  обладал  познаниями в  боевых  искусствах, поскольку в  возрасте
двадцати четырех  лет  выступил  в роли  кайсяку на  Ритуальном самоубийстве
своего двоюродного брата. Дзете также  достиг  успехов в сочинении  хайку  и
вака, и когда дайме  Мицусигэ направил его в Киото, он получил там от своего
учителя поэзии Санэнори Ни "Диплом постижения тайн вака, и современных".
     Уйдя в отставку, Дзете взял себе им Дзете  Кекудзан ("Вечное  Утро" или
"Гора-на-Рассвете"), назвал свою  хижину Теекэ ("Чертог Утреннего Солнца") и
жил в уединении  с дзэнским мастером Реем. В  августе  третьего года  Сетоку
(1713) в Куроцутипару где  жил  Дзете, была погребена вдова Мицусигэ госпожа
Рэйдзюин,  и тогда  он, из уважения к ней, переселился в  местность  Окогума
неподалеку от деревни Касуга.
     Дзете  был  также  автором  книги  "Собрание   моих  смиренных  мнений"
"Гукэнсю" которую он написал во  втором месяце пятого  года  Хоэй  (1708), в
возрасте  пятидесяти лет,  в  назидание  своему приемному сыну Гон-нодзе.  У
Дзете было две дочери, старшая из которых умерла в юности. Вторая дочь вышла
замуж за человека, который взял ее к себе в дом, но случилось так, что Дзете
пережил их обоих.
     "Хагакурэ": три философии
     По моему мнению, философия "Хагакурэ" имеет три аспекта. Во-первых, это
философия  действия;  во-вторых,  философия любви;  а  в-третьих,  философия
жизни.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

     Как философия действия, "Хагакурэ"  ценит  субъективность. Она  считает
действие  функцией  субъекта  и  видит  в  смерти  итог  действия. Философия
"Хагакурэ" предлагает стандарт  действия,  являющегося эффективным средством
преодоления ограничении личности и подчинения себя чему-то  большему. Однако
ничто  не  может  быть  дальше от  "Хагакурэ",  чем  философия Макиавелли, в
которой человек свободно сочетает элемент А с элементом Б, или силу А с сило
Б. Философия Дзете в высшей степени субъективна: в ней нет никаких объектов.
Это философия действия, а не сочетания разичных элементов или сил.
     Поскольку  во  время  войны  "Хагакурэ"  использовали для  политической
пропаганды   армии,  некоторые  до  сих   пор  интерпретируют  эту  книгу  в
политических   терминах,   хотя  в   действительности  в   ней  нет   ничего
политического.  Думаю, что самурайскую этику вполне можно обсуждать с  точки
зрения  политика,  однако  я вижу  основной смысл  "Хагакурэ"  в том,  чтобы
служить  ориентиром  для  определенной  категории людей.  Учение  "Хагакурэ"
годится для  любого  времени, как бы ни менялись конкретные  условия. Но эта
книга   содержит  также   полезные   сведения,   полученные   в   результате
практического применения ее основных принципов.

ВТОРОЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

     В другом срезе, в "Хагакурэ" мы находим философию любви. У японцев есть
традиция  романтической  любви  и  специальное  обозначение для  этой  любви
(рэнъай). В  старой Японии любовь (ай) была почти неизвестна. В  те  времена
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-