|
Присутствие той,
По ком втайне тоскую!
Согласно другой версии, название книги подчеркивает, что в "Хагакурэ"
много говорится о самопожертвовании самураев, которые не стремились
прославиться, а предпочитали оставаться в тени.
Кроме того, книга могла быть названа так потому, что, диктуя ее, Дзете
жил в уединении в хижине, "сокрытой среди листьев".
Есть также легенда, гласящая, что Дзете назвал книгу по имени дерева
хурмы, которое росло возле его хижины и давало так много плодов, что его
называли "Скрывающим листья".
Известна также еще одна версия. Говорят, что во дворе замка Сага,
который был резиденцией дайме клана Набэсима в эпоху Токугава, росло много
деревьев. Поэтому замок называли "Дворец, сокрытый среди листьев", а
самураев провинции именовали "самураями, сокрытыми среди листьев". Некоторые
верят, что именно это послужило поводом для того, чтобы назвать книгу
"Хагакурэ".
В наши дни замок Сага по-прежнему окружен громадными деревьями с
роскошной листвой, которые растут вдоль защитного рва и закрывают замок со
всех сторон. Однако старожилы замка не припоминают, чтобы в прошлом он
назывался "Дворец, сокрытый среди листьев". Таким образом, эта версия может
быть всего лишь необоснованным домыслом.
Происхождение и построение "Хагакурэ"
Первоначально "Собрание изречений мастера Хагакурэ" было записями
устных бесед. В тринадцатом году Гэнроку (1700) самурай из провинции Сага по
имени Дзете Ямамото отошел от мирской жизни поел смерти своего повелителя --
Мицусигэ Набэсима, второго дайме провинции Сага. Построив себе хижину из
травы, Дзете поселился вдали от людей в местности Куроцутипару. Через десять
лет после этого весной седьмого года Хоэй (1710), к нему пришел за
наставлениями молодой самурай по имени Цурамото Тасиро и принялся записывать
то, что Дзете ему рассказывал.
В течение семи лет Тасиро записывал и упорядочивал наставления,
вошедшие в сборник под названием "Собрание изречений мастера Хагакурэ".
Когда работа была закончена, Дзете велел ему сжечь рукопись, но Цурамото
Тасиро не послушал его и тайно сохранил свой труд, с которого после смерти
Дзете начали делать копии. Книга быстро получила широкое распространение
среди самураев провинции Сага, которые ценили ее очень высоко, называя
"Аналектами Набэсима".
"Хагакурэ" -- это не просто запись случайных наблюдений. Композиция и
содержание этого сборника тщательно продуманы. В первом приближении,
содержание "Хагакурэ" следующее:
Книга Первая (Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть первая) и
Книга Вторая (Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть вторая)
представляют собой учение самого Дзете Ямамото.
Книги Третья, Четвертая и Пятая содержат изречения и деяния Набэсима
Наосигэ (основателя клана), Набэсима Кацусигэ (первого дайме провинции
Сага), Набэсима Мицусигэ и Набэсима Цунасигэ (соответственно второго и
третьего дайме провинЦИ Сага).
Книги с Шестой по Девятую посвящены адициям клана, а также изречениям и
яниям его прославленных самураев.
Книга Десятая описывает жизнь самуаев других провинций, а Книга
Одиннадцатая является дополнением к предыдущим десяти книгам.
Таким образом, ядром "Хагакурэ" является учение самого Дзете,
изложенное в первых двух книгах, в которых подробно описана его жизненная
философия. Порядок бесед в первых двух книгах не хронологический. Однако,
"Хагакурэ" открывается словами: "В седьмом году Хоэй (1710) в пятый день
третьего месяца я с почтением нанес визит...". Так описывает Цурамото
Матадзаэмон Тасиро тот день, когда он впервые посетил хижину Дзете Ямамото и
начал слушать его поучения.
Дзете служил господину Мицусигэ, второму дайме клана Набэсима,
наследному феодальному владыке провинции Сага. С раннего детства до сорока
одного года Дзете входил в число немногих слуг, приближенных к хозяину. Его
предки в течение многих поколений самоотверженно служили клану Набэсима и
сам Дзете пользовался большим Доверием дайме. Можно было ожидать, что в
возрасте пятидесяти лет он был бы причислен к старейшинам клана и стал бы
одним из его лидеров.
Однако этому не суждено было случиться, потому что, когда Дзете
исполнилось
сорок два года, его дайме скончался. Дзете
был исполнен решимости совершить сэппуку в знак преданности своему
покойному
господину. Однако Мицусигэ Набэсима был
рядовым дайме, поскольку строго запретил в своей провинции подобные
самоубийства и издал указ, согласно которому все, кто покончит с собой после
его смерти, навлекут позор на своих потомков.
В те дни превыше всего было принято чтить свою семью, и поэтому Дзете
не совершил самоубийства, а отошел от мирской деятельности. Он прожил в
уединении двадцать лет до самой смерти в возрасте шестидесяти одного года.
Он умер десятого дня десятого месяца четвертого года Кехо (1719) Говорят,
что "Собрание изречений мастера Хагакурэ" было начато, когда Дзете шел
пятьдесят второй год, и было завершено через семь лет -- десятого дня
|
|