|
привело к моральному упадку, который иногда называют "черный туман". Это уже
не терпимость, а попустительство. Только когда люди исходят из строгих
правил морали, недосмотр и неприслушивание с их стороны могут быть названы
добродетелями. Когда моральные устои разрушаются, недосмотр и
неприслушивание становятся непростительными пороками.
6. Женщины
Дзете очень мало говорит о женщинах. В частности:
Женщина должна быть точно так же предана своему мужу, как он -- своему
господину.
(Книга Первая)
В некоторых отношениях "Хагакурэ" перекликается с философией древних
греков, в частности, спартанцев. В Дневней Греции женщина была
хранительницей очага. Она никогда не покидала дома и должна была заботиться
о детях и уважать своего мужа. Между тем, мужчина мог иметь любовные
приключения с юношами, проститутками или сожительницами-рабынями (гетерами).
Воззрения Дзете недалеки от этого.
7. Нигилизм
Слово гэн означает "иллюзия", или "привидение". В Индии человека,
который показывает фокусы, называют гэндзюцуси, или "мастер создавать
иллюзии". Все а этом мире -- всего лишь кукольное представление. Вот что
значит слово гэн.
(Книга Первая)
Дзете часто говорит о жизни как о кукольном представлении, в котором
люди являются марионетками. В основе его миросозерцания лежит глубинный,
всеобъемлющий, мужской нигилизм. Чтобы постичь смысл жизни, он всматривается
в каждое мгновение, но в глубине души он убежден, что жизнь -- не больше чем
сон.
Ниже я буду говорить о нигилизме в связи с другим изречением.
8. Объективность праведности
Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того,
если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого
усилия, ты совершишь много ошибок. Путь -- это нечто более возвышенное, чем
праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая, мудрость.
Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности
покажутся довольно мелкими. Если человек не понимает этого сам, понять это
нельзя вообще. Однако есть возможность стать на Путь, даже если ты не
понимаешь этого. Это можно сделать, советуясь с другими. Даже тот, кто не
постиг Пути, видит других со стороны. Это напоминает поговорку игроков в го:
"Тот, кто видит со стороны, смотрит восемью глазами". Изречение: "Мысль за
мыслью мы осознаем наши соо яенные ошибки" также сводится к тому что
высочайший Путь обретают, прислушиваясь к мнению других людей. Книги и
предания старины учат нас отказу от рациональных измышлений и пониманию
Мудрости древних.
(Книга Первая)
В этом отрывке об относительном характере праведности "Хагакурэ"
приближается к политическому учению демократии. Ведь основной принцип
демократии состоит в том, что для оценки правильности своих поступков
человек прибегает к суждениям другого человека. Проповедуя динамическую
философию действия, Дзете всегда высказывает сомнения в отношении
правильности поведения человека. Чистота действия -- это чистота
субъективности. Если же действие основывается на представлениях о
правильности, всегда должна быть возможность проверить эту правильность
как-то по-другому -- объективными средствами. Хотя о чистоте действия можно
судить по самому действию, Дзете утверждает, что о правильности своего
поведения человек может судить, прислушиваясь к советам других людей.
Принцип, который стоит за утверждением: "Правильное суждение -- в глазах
наблюдателя", может спасти людей, которые привязаны к одной крайности. Таким
образом, в выборе линии поведения "Хагакурэ" склоняется к относительности.
9. Как нужно поступать
Среди свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со
словами: "К важным делам следует относиться легко". Увидев этот свиток,
мастер Иттэй добавил: "К несущественным делам следует относиться серьезно".
Среди дел человека важными можно назвать не более одного или двух. Их можно
понять, если размышлятъ о них в течение дня. Речь идет том, чтобы заранее
обдумать свои дела а затем легко справиться с ними, когда приходит время.
Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не обдумал его потому что ты
никогда не можешь быть уверен в том, что добьешься успеха. Если же обдумать
все заранее, ты будешь руководствоваться принципом: "К важным делам следует
относиться легко".
(Книга Первая)
Вера -- это решимость. Решимость должна проверяться ежедневно в течение
многих лет. Очевидно, Дзете проводит различие между большой верой и малой
верой. Другими словами, человек должен глубоко прочувствовать основы своей
|
|