|
веры, чтобы в момент принятия решения действовать без усилий, спонтанно.
Малая вера -- это система воззрений на мелочи повседневного существования.
Проспер Мериме (французский писатель, историк и филолог XIX века)
однажды заметил: "В художественной литературе ни одна мелочь не появляется
случайно. Даже невзначай упомянутая перчатка играет важную роль". Это верно
не только в отношении романов. Когда мы живем и наслаждаемся жизнью, мы
присматриваемся к малейшим мелочам, рассуждаем и делаем выводы. В противном
случае основа нашей жизни будет разрушена и даже наша великая вера будет
поставлена под сомнение.
Так, когда англичане пьют чай, разливающий всегда спрашивает каждого
человека, что ему наливать первым, молоко или чай. Со стороны может
показаться, что это не имеет никакого значения, потому что в конце концов
все равно получается чай с молоком. Однако эта мелочь недвусмысленно
выявляет характер человека: одни англичане убеждены, что вначале нужно
наливать молоко, а потом чай, тогда как другие предпочитают наливать вначале
чай, а потом молоко. Поэтому, если разливающий не будет считаться с мнением
конкретного человека, тот может увидеть в этом нарушение своих глобальных
принципов.
Когда Дзете говорит: "К важным делам следует относиться легко", он
хочет сказать, что крошечная муравьиная норка может разрушить громадную
плотину. Поэтому человек должен уделять большое внимание своим повседневным
убеждениям, своей малой вере. Это хороший урок для наших беспокойных времен,
когда люди ценят только идеологию и не принимают во внимание мелочи
повседневной жизни.
10. Приготовление и решимость
Основной принцип, которому человек должен быть предан изо дня в день,
гласит, что умереть нужно в соответствии с Путем Самурая.
Путь Самурая -- это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может
случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать
каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от
мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно -- для
этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты
знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни
техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно
бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты
проспишься ото сна.
(Книга Первая)
Человек может быстро принять решение, потому что долго готовился к
этому. Он всегда может избрать образ действия но не может избрать время.
Момент решительных действий долго маячит вдали, а затем неожиданно
приближается. Разве жизнь таком случае, не является приготовлением к этим
решительным действиям, которые возможно, уготованы человеку судьбой? Дзете
подчеркивает важность действовать без промедления, когда пришло время.
11. Постоянная готовность к смерти
"Хагакурэ" подробно объясняет идеи, изложенные в пунктах 9 и 10:
Пятьдесят или шестьдесят лет тому назад каждое утро самураи мылись,
брили себе лоб, смазывали волосы лосьоном, стригли ногти на руках и на
ногах, терли руки и ноги пемзой, а затем кислицей, и вообще делали все,
чтобы иметь опрятный внешний вид. Само собой разумеется, что оружию они тоже
уделяли особое внимание: его протирали, начищали и хранили в образцовом
порядке.
Хотя может показаться, что тщательный уход за собой выдает в человеке
позерство и щегольство, это не так. Даже если ты знаешь, что тебя могут
сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть, а для
этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать
тебя, если ты, будешь выглядеть неаккуратно. Поэтому говорят, что постоянно
следить за собой должны и стар, и млад.
Хотя ты говоришь, что это трудно и отнимает много времени, призвание
самурая требует этой жертвы. На самом деле это нетрудно и не отнимает много
времени. Если ты каждый день укрепляешь свою решимость пасть в поединке и
житак, словно ты уже мертв, ты достигнешь успеха в делах и в бою, и никогда
опозоришь себя. Между тем каждый, кто не думает об этом днем и ночью,
кто живет, потакая своим желаниям и слабостям, рано или поздно
навлекает на себя позор. И если он живет в свое удовольствие и думает, что
этого никогда не случится, его распутные и невежественные действия доставят
немало хлопот.
Тот, кто заранее не решился принять неизбежную смерть, всячески
старается предотвратить ее. Но если он будет готов умереть, разве он не
станет безупречным? В этом деле нужно все обдумать и принять правильное
решение.
Более того, за последние тридцать лет обычаи сильно изменились. В наши
дни самураи собираются только для того, чтобы поговорить о деньгах, об
удачных покупках, о новых стилях в одежде и о своих любовных похождениях.
Старые традиции умирают на глазах. Можно сказать, что ранъгае, когда человек
достигал возраста двадцати или тридцати лет, он не носил в своем сердце
таких презренных мыслей и никогда не говорил на такие темы. Когда другой
случайно упоминал о чем-то подобном, он считал это оскорблением в свой
адрес. Этот новый обычай появился потому, что люди теперь уделяют слишком
|
|