Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Философия боевых искусств :: Юкио Мисима - ХАГАКУРЭ НЮМОН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
все  равно что  наставлять человека, упрекая  его в  слабоумии  При этом  ты
заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
     Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли
он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним  и  убедиться,
что  он  доверяет  тебе.  Говоря  о  предметах,  которые  дороги  для  него,
подыскивай  надлежащие  высказывания и  делай  все,  чтобы,  тебя  правильно
поняли. В  зависимости от обстоятельств обдумай,  как лучше это сделать -- с
помощью письма или во время прощания. Похвали  хорошие  качества  человека и
используй  любой  предлог, чтобы  поддержать  его.  Возможно,  тебе  следует
рассказать о  своих  недостатках, не упоминая  его слабые стороны -- но так,
чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет,
как  получает воду  тот, кто изнывает от  жажды,  и  тогда  твое наставление
поможет ему исправить ошибки. - Это очень трудно...

     (Книга Первая)
     Совет  ничего  не стоит.  Мы можем  пожалеть для человека  сто  йен, но
советы мы  можем  раздавать  бесплатно, как  воду.  Советы почти никогда  не
сближают нас  с людьми. Восемь или девять из десяти наших советов заставляют
людей покраснеть, смутиться и затаить злобу. Дзете знает об этом.
     Нам не  мешало бы прислушаться к тому, К он  рекомендует давать советы.
При  этом как  проявляет себя  как наставник,  который  тонко разбирается  в
психологии.  Разумеется.  Дзете  не  является одним из тех  оптимистических,
безответственных  проповедников  которые  на  поверку  оказываются   плохими
знатоками человеческого характера.

     4. Следование принципам на практике
     Дзете  также   дает  нам   полезные  советы,  как  лучше   поступать  в
повседневной жизни.
     Зевать  в  присутствии  других  людей --  признак  плохого  тона.  Если
неожиданно ты почувствовал желание  зевнуть, это ощущение прекратится,  если
провести ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи себе губы,
не открывая рта,  или  просто закройся  рукой  или рукавом, чтобы  никто  не
видел, что  ты делаешь. То же относится и  к  чиханию. Чихая  при  людях, ты
можешь показаться глупым. Есть также другие вещи, которые требуют внимания и
практики.
     Желательно каждый день вечером планировать  следующий день и составлять
список своих основных дел. Это еще одна возможность опередить других.

     (Книга Первая)
     Умение подавлять  зевоту  можно  использовать  едва  ли не каждый день.
Впервые я прочел  этот отрывок во время войны. С тех пор всякий раз, когда я
чувствовал  желание  зевнуть,  я  лизал  верхнюю  губу.  Таким  образом  мне
удавалось  подавить  зевоту.  Особенно это пригодилось мне  во время  войны,
когда каждый, кто зевал на лекциях, получал строгий выговор.
     Я также взял  себе за  правило каждый  вечер составлять  детальный план
того,  что  нужно  сделать  на следующий день.  После  этого  я  внимательно
выписываю все  необходимое:  книги, имена, телефонные номер и так далее,  --
чтобы  на  следующий  день  быстро отыскать  все это. Это  еще  один  важный
принцип, который я вынес из "Хагакурэ".


     5. Терпимость
     Дзете   никого  сурово  не  критикует.  Он  умеет   прощать  другим  их
недостатки. Вот что он говорит по этому поводу:
     Некто  предлагает быть  требовательным к людям, но я с этим не согласен
Известно,  что рыба не будет житъ там где есть только чистая  вода. Но  если
вода  покрыта ряской и другими  растениями, рыба  будет прятаться под ними и
разведется  в изобилии.  Слуги тоже  будут житъ  спокойнее,  если  некоторые
стороны их  жизни будут оставлены без  внимания.  Очень  важно понимать это,
когда оцениваешь поведение людей.
     (Книга Первая)

     В  период  Токугава правительство  издавало один  беспринципный указ за
другим, но самураи вели аскетический  образ жизни в полной противоположности
к излишествам людей своего времени. Этот аскетизм был нормой жизни вплоть до
недавнего времени и во время войны. Считалось,  что нравственность состоит в
отказе от  роскоши  и в  стремлении жить как можно скромнее.  Но,  благодаря
индустриализации   послевоенного   времени,   наступило    время   массового
потребления  и  эта  традиционная   добродетель  японцев,  кажется,  исчезла
навсегда.
     В сравнении со строгой, ограничивающей моралью японского конфуцианства,
"Хагакурэ"   проповедует  терпимость.   Философия  "Хагакурэ"   подчеркивает
добродетель спонтанных действий  и непоколебимой решиости и не  имеет ничего
общего с  бережливостью  хозяйки,  внимательно  заглядыващей  во все  уголки
сундука, в  котором  хранился рис. Как крайнее  проявление терпимости  Дзете
рекомендует сознательно не замечать недостатки и оплошности слуг.
     Эта философия  сознательного  невмешательства  всегда  жила  в  сердцах
японцев.  Она  одновременно  противоречила  их  педантичной  бережливости  и
подчеркивала  ее. В наши дни терпимость  людей вышла  за разумные пределы, и
они  теперь притворяются, что  не замечают злоупотреблений в экономике.  Это
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-