|
сердца беспредельны. В сердце есть место для всего. Мы почитаем мудрецов Трех
древних царств[[9 - Три древних царства – Индия, Китай и Япония.]], потому, что
их сострадание распространяется до наших дней.
Все, что ты делаешь, ты должен делать во имя своего хозяина, родителей и
человечества, а также во имя своих потомков. Это и есть великое сострадание.
Мудрость и смелость, которые приходят вместе с состраданием, – это подлинная
мудрость и подлинная смелость. Когда ты наказываешь или добиваешься чего-то с
состраданием в душе, твои действия будут безупречны. Делать что-то для себя –
мелочно и недостойно; такие поступки всегда оборачиваются злом. Недавно я
понял, что такое мудрость и смелость. Но только сейчас я начинаю понимать, что
такое сострадание.
Господин Иэясу сказал: «Чтобы умело руководить страной, нужно иметь сострадание,
ведь когда думаешь о людях как о своих детях, люди будут думать о тебе, как о
своем родителе». Более того, не можем ли мы предположить, что «общественный
родитель» и «общественный ребенок» (то есть, предводитель общества и его
представитель) названы так, потому что гармония их отношений близка к гармонии
отношений родителей и
детей?
Понятно, что слова господина Набэсима: «Тот, кто доискивается до чужих
недостатков, будет наказан» продиктованы его состраданием. Его изречение:
«Закон не подлежит обсуждению» также можно считать проявлением сострадания
[[10 - Обе цитаты взяты из списка заповедей, который висел на стене в доме
Набэсима Наосигэ и включал в себя двадцать одно изречение. Последнее из них
звучало так: «Закон незыблем для подчиненных. Закон не подлежит обсуждению».]].
Господин Набэсима подчеркивает, что мы можем понять закон лишь в том случае,
когда мы изведали неизреченного.
* *
*
Священник Таннэн сказал: «Благоразумный слуга не стремится занять более
высокое положение. Между тем, глупых людей редко повышают в должности».
* *
*
Если человек начинает заниматься мужеложством в молодости, он может опозорить
себя на всю жизнь. Опасно не понимать этого. Таково было мнение Накано Сикибу.
Поскольку в наши дни никто не наставляет молодежь в этих делах, я здесь скажу
кое-что от себя.
Следует понять, что женщина должна быть верна своему мужу. Но в этой жизни нам
дано любить только одного человека. Если это не так, наши отношения ничем не
лучше содомии или проституции. Это позор для воина. Ихара Сайкаку написал
известные строки: «Подросток без старшего любовника – все равно что женщина
без мужа».
Молодой человек должен проверять старшего в течение, по крайней мере, пяти лет.
Если за это время он ни разу не усомнился в его хороших намерениях, тогда он
может ответить ему взаимностью. С непостоянным человеком невозможно установить
хорошие отношения, потому что он скоро изменит своему любовнику.
Если такие люди посвящают друг другу свои жизни, они пользуются взаимным
доверием. Но если один человек непостоянен, другой должен заявить, что не может
поддерживать отношения, и после этого решительно порвать с ним. Если первый
спросит, почему, второй должен ответить, что не скажет ему ни за что на свете.
Если тот не унимается, нужно рассердиться; если он настаивает, нужно зарубить
его на месте.
Кроме того, старший должен точно так же проверять подлинные намерения младшего.
Если младший остается верным в течение пяти или шести лет, можно считать, что
он оправдывает доверие.
Главное – не изменять своим принципам и быть безупречным на Пути Самурая.
* *
|
|