|
* *
*
Если бы люди заботились о достижении гармонии и во всем полагались на
Провидение, на душе у них было бы спокойно. Но поскольку люди не заботятся о
достижении гармонии, хотя они и совершают добродетельные поступки, им недостает
преданности. Быть не в ладах со своими соратниками, хотя бы изредка не посещать
общие собрания, язвительно выражаться в адрес других – все это не от большого
ума. Однако, в мгновение истины человек должен пообещать себе, даже если ему
трудно добиться этого, сердечно относиться к людям, внимательно выслушивать их
и никогда не подавать виду, что ему скучно. Более того, в этом мире
неопределенностей нельзя быть уверенным даже в настоящем. Не имеет смысла
умирать, когда люди о тебе плохого мнения. Ложь и неискренность не к лицу
человеку. Они преследуют его, когда человек думает только о себе.
Нехорошо позволять другим опередить себя, быть вспыльчивым, невоспитанным или
слишком робким, но если ты помогаешь людям и идешь навстречу даже тем, кто был
с тобой в ссоре, ты будешь в хороших отношениях со всеми.
Отношения между мужем и женой должны строиться так же. Если ты в конце так же
благоразумен, как и в начале, у тебя с ней не будет разногласий.
* *
*
Говорят, что где-то живет священник, который своей проницательностью может
добиться чего угодно, и во всей Японии никто не сравнится с ним. В этом нет
ничего удивительного. Среди нас есть очень мало людей, которые видят подлинную
природу вещей.
* *
*
Старческое слабоумие проявляется в том, что человек уступает своим склонностям.
Их легко скрывать, пока он силен, но когда он старится, некоторые черты его
характера бросаются в глаза и позорят его. Это может проявляться по-разному, но
нет человека, который не состарился бы к шестидесяти годам. И если он считает,
что никогда не выживет из ума, это уже может быть проявлением его старческого
слабоумия.
У нас есть все основания полагать, что мастер Иттэй на старости лет был
слабоумным. Желая показать, что он один может поддерживать дом Набэсима, он
ходил к известным людям и дружелюбно беседовал с ними. Тогда это всем казалось
нормальным, но теперь мы понимаем, что это было его старческой причудой. Лично
я чувствую приближение старости. Имея перед собой этот пример, я предпочитаю
больше времени проводить дома и недавно отказался от участия в праздновании
тринадцатой годовщины смерти господина Мицусигэ. Я должен готовить себя к тому,
через что мне предстоит пройти.
* *
*
Если только человек уверен в своих основаниях, мелкие неудачи и дела, не
оправдавшие его ожиданий, не доставят ему хлопот. Но в конечном итоге важны
даже мелочи. О правильности и неправильности нашего поведения можно судить по
незначительным делам.
* *
*
|
|