|
По характеру люди делятся на тех, кто наделен быстрым разумом, и на тех, кто
прежде, чем принять решение, должен уединиться и все обдумать. Между тем,
каким бы характером ни обладал человек и каковы бы ни были его достоинства и
недостатки, он проявит великую мудрость, если будет беззаветно предан четырем
заповедям самураев господина Набэсима [[1 - Четыре заповеди самураев господина
Набэсима приводятся в конце заключительного раздела «Хагакурэ» – «Праздный
вечерний разговор».]].
* *
*
Люди полагают, что, размышляя над сложными делами, они могут разобраться с ними.
Однако, когда они задумываются над чем-нибудь, у них появляются ложные мысли.
Они не могут принять правильное решение, потому что в своих рассуждениях
руководствуются стремлением к личной выгоде.
Отказаться от глупых мыслей и взрастить в себе подлинное безличностное
мышление нелегко. Но если, рассматривая вопрос, ты не думаешь о нем, а
сосредоточиваешь внимание на четырех заповедях самураев господина Набэсима,
твое мнение окажется под стать твоим лучшим суждениям.
* *
*
Поскольку мы часто полагаемся на собственную проницательность, мы легко
становимся корыстолюбивыми, не прислушиваемся к голосу разума, и тогда
события принимают далеко не лучший оборот. Люди видят, насколько ограничены и
недостойны наши устремления.
Поэтому, если в рассуждениях тебе трудно быть беспристрастным, следует
обратиться за советом к более опытному человеку. Этот человек следует Пути в
той мере, в которой он способен давать простые и искренние советы, не
руководствуясь при этом личными интересами. Его суждения будут казаться
окружающим совсем не беспочвенными. Разум такого человека можно уподобить
дереву со многими корнями. И в то же время мы часто встречаем людей, умственные
способности которых напоминают воткнутую в землю палку.
* *
*
Мы изучаем предания о людях прошлого, чтобы довериться их мудрости и не быть
корыстолюбивыми. Когда мы отказываемся от своих пристрастий, следуем
наставлениям древних и советуемся с друзьями, наши дела идут хорошо, а неудачи
минуют нас. Господин Кацусигэ учился мудрости у господина Наосигэ. Об этом
упоминается в «Оханасикикигаки».
Также был один самурай, который взял себе слугами своих младших братьев. Они
сопровождали его каждый раз, когда он отправлялся в провинцию Камигата или в
Эдо. Говорят, что он совещался с ними по личным и общественным делам, и поэтому
ему всегда сопутствовала удача.
* *
*
Сагара Кюма был единодушен со своим хозяином и служил ему так, словно его
собственное тело уже умерло. Таких людей, как он, – один из тысячи.
Однажды господин Сакё проводил важную встречу в поместье Мидзугаэ, и Кюма было
приказано совершить сэппуку. В это время в Осаке на третьем этаже пригородного
дома господина Таку Нуй была чайная комната. Кюма снял эту комнату и, собрав в
ней всех нищих района Сага, устроил кукольное представление, управляя одной
куклой собственноручно. Собравшиеся пили и кутили день и ночь напролет. Дом
господина Таку Нуй находился рядом с поместьем господина Сакё, и поэтому
шумное сборище вызвало переполох в поместье. Затевая представление, Кюма
|
|