Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Херриет Уэйдсон - Оспаривая поляризацию в арт-терапии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
эмоционального единения, столь редко переживаемое проститутками.
* СПИД
 Вильям Кассер разработал уникальный проект арт-терапевтической помощи больным 
СПИДом. Использование препаратов-ингибиторов в последнее время существенно 
повлияло на лечение СПИДа и позволило существенно продлить жизнь больных при 
условии их подчинения строгому лечебному режиму. Программа Кассера предполагала,
 в частности, посещение больных СПИДом на дому. При этом у него была 
видеокамера. Он помогал им создать фильм об одном дне своей жизни, что 
обеспечивало дистанцирование и рефлексию как в процессе съемки, так и в ходе 
последующего просмотра и обсуждения видеоматериалов. Работа с каждым больным 
начиналась с обсуждения проекта фильма и создания рассказа в картинках, который 
необходимо было затем экранизировать.
Вильям выполнял указания больных и проводил съемку в соответствии с их 
пожеланиями. Иногда также сами больные вели съемку. После того, как съемка была 
закончена, на видеоряд накладывались голос или музыка (Kasser, 1998). Важнейшим 
элементом работы было построение Вильямом устойчивых отношений с больными.
* Бездомные
Арт-терапия представляет собой один из основных методов работы с бездомными 
женщинами в некоторых приютах. Занятия при этом организуются по разному; часто 
это менее структурированные сессии, чем те, которые проводятся в иных 
учреждениях. Арт-терапия может проводиться в любом доступном помещении в любое 
время дня. Занятия могут быть самой разной продолжительности, в зависимости от 
интереса к ним со стороны обитателей приюта. При этом часто трудно вообще 
говорить об арт-терапевтических сессиях в привычном смысле этого слова. Сьюзан 
Кенби (Canby, 1992) отмечает, что подчас взаимодействие между арт-терапевтом и 
участницами группы похоже на “параллельную игру”, когда арт-терапевт сидит за 
одним столом с рисующей женщиной и с ней беседует. 
Примером продолжающейся в течение многих дней групповой работы может быть 
коллективная фреска. Арт-терапевт обвела свою ладонь в нескольких местах на 
большом листе коричнавой бумаги, но это не вызвало у группы какого-либо 
интереса. Затем несколько человек также обвели свои руки и раскрасили 
ограниченное контуром внутреннее пространство рук. Каждый день к фреске 
добавлялись все новые и новые руки. Женщины спрашивали друг друга, есть ли их 
руки на фреске, или еще нет, и могут ли они распознать, где их руки, а где – 
чужие. В конце концов, фреска была вывешена на видном месте, где взаимодействие 
между женщинами еще некоторое время продолжалось.
Джин Дуркин, организовавшая арт-терапевтические группы в нескольких приютах, 
постаралась также вовлечь женщин в публичное искусство, предложив им, в 
частности, создать фреску на фасаде здания, где размещался их приют, а также 
знамя женских прав, с которым группа прошла на демонстрации в защиту социальных 
прав. Работа с помещенными в приют женщинами – это испытание для арт-терапевта. 
Многие из них принимают наркотики и имеют плохое здоровье. Они приходят в приют,
 чтобы спастись от холода, иметь пищу и отдохнуть. Они как правило не 
собираются проходить психотерапию. Тем не менее, психологическая работа с 
такими женщинами возможна, прежде всего, посредством арт-терапии. Она 
обеспечивает их эмоциональную поддержку, самовыражение и творческую активность. 
Джин Дупкин удается также использовать арт-терапию как средство социального 
активизма буздомных.
* Пожилые
Другой, не связанной с психиатрией группой населения, с которой арт-терапевты 
работают уже длительное время, являются пожилые – как те, кто находится в 
больницах, так и проживающие дома. Мелинда Джонсон (Johnson, 1998) реализовала 
несколько оригинальных арт-терапевтических проектов, связанных с созданием 
объемных образов теми пожилыми людьми, которые посещают центр дневного 
пребывания. 52-летний Дэвид получил в автомобильной аварии травму головного 
мозга, повлекшую за собой афазию, парез и снижение памяти, а также потерю 
работы учителя. Посещая арт-терапевтическую группу, он отказывался рисовать и 
предпочитал наблюдать за тем, что делают другие.
Незадолго до праздника Хэллоуин Мелинда предложила группе изготовить из ткани и 
других материалов чучела призраков. Дэвид стал проявлять интерес к работе. Его 
прежней пассивности как не бывало: он не только создал чучело призрака, но и 
шутливо с ним разговаривал. 
Даже  пациенты с болезнью Альцгеймера оказались способны к творчеству. Проводя 
свою работу с пациенты дома престарелых, Дэбра Раленд (Ruland, 1998) раздала им 
листы бумаги с прикрепленными к ним пластиковыми кольцами и семена разных 
растений, для того, чтобы пациенты приклеивали семена к бумаге внутри кольца, 
создавая тем самым композицию. 
Большинство пациентов приклеили семена внутри кольца, однако Джени изобразила с 
помощью семян лицо. Пациенты с болезнью Альцгеймера нуждаются в 
структурировании их деятельности и активной помощи со стороны арт-терапевта во 
время занятий. Работа с ними ни в коей мере не является инсай-ориентированной. 
Основная задача арт-терапевтической работы с ними – повышение их самооценки и 
развитие навыков.
* Отставание в развитии
Еще одной непсихиатрической группой, с которой арт-терапия в настоящее время с 
успехом применяется, являются пациенты со слабоумием. Конечно, работа с ними не 
ориентирована на достижение инсайта. Поскольку их деятельность необходимо 
структурировать, студийный подход им также не подходит. В то же время, такие 
пациенты, благодаря разным формам арт-терапии, могут получить для себя пользу. 
Они, например, могут посещать музеи, для того, чтобы на основе полученных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-