|
новыми навыками, что повышало их уверенность в себе и самооценку. У них также
развивались социальные навыки и творческие способности, и они находили
возможность выражать сложные чувства.
Прошедшая арт-терапевтическую подготовку психиатр Лаура Сафар организовала для
хронически психически больных структурированную арт-терапевтическую группу по
изучению истории искусств на базе социального центра. Она показывала пациентам
слайды с картинами художников для того, чтобы пробудить у них интерес к
искусству. На большинстве картин были изображены люди, что помогало больных
выражать свои чувства, связанные с межличностными отношениями. После просмотра
слайдов пациенты создавали рисунки. Используя репродукции в качестве
катализатора, участники группы реализовали свои индивидуальные художественные
проекты. Заключительное занятие включало показ слайдов с рисунками самих
пациентов, сопровождаемый их комментариями по поводу творческого процесса.
52-летняя, страдающая шизоаффективным психозом пациентка по имени Роза в
результате такой работы создала двойной портрет с изображением себя и дочери.
Дочь склонилась на ее плечо. Она живет далеко от пациентки и встречается с нею
редко. Роза призналась, что, создавая эту картину, она чувствовала близость
дочери. До этого она очень редко изображала людей. Картины показывались
пациентам не для того, чтобы поразить их художественным мастерством, а для того,
чтобы пробудить в них интерес к изобразительному искусству и стимулировать
творческую активность (Safar, 1998). Хотя используемые в качестве стимулов
работы известных художников могут показаться обезличивающими, в группе Лауры
пациенты, напротив, благодаря этому выходили на глубоко личные темы.
Работа с хронически психически больными является для арт-терапевтов особенно
плодотворной областью. В большинстве поддерживающих программ пациенты проводят
в амбулаторном учреждении помногу часов в день, посещая его ежедневно. В этих
условиях арт-терапия может заполнить значительную часть их времени.
* Домашнее насилие
В своей работе с женщинами-жертвами домашнего насилия, проживающими в приюте,
Стефани Хеддон попыталась удовлетворить их потребность в отреагировании гнева.
Женщины захотели пригласить в арт-терапевтическую группу мужчину для того,
чтобы выяснить, что побуждаем мужчин избивать женщин. Поскольку мужчины в приют
не допускались, Стефани предложила женщинам создать из папье-маше изображение
мужчины в натуральную величину. Создав такую фигуру, женщины изобразили большой
красный рот как символ всей той лжи, которую говорят им мужчины. На лбу у
фигуры они поместили вопросительный знак, тем самым как бы спрашивая, есть ли у
мужчин мозги. На груди фигуры также было создано отверстие от ножа – его
сделала женщина, собиравшаяся убить своего мужа незадолго до того, как она ушла
от него в приют.
Было также изображено черное сердце как символ зла. В руки фигуры женщины
поместили цепь, символизирующую желание мужчин контролировать своих жен. Они
подчеркнули на теле фигуры мышцы – символ физической силы – и надели на руки
боксерские перчатки, указывающие на склонность к физическому насилию. Фигура
держала воздушные шарики с надписями «Я люблю тебя» и «Моя!», обозначающими
мужскую ревность.
Одна из женщин, которая очень редко что-либо говорила в группе, сделала из
проволоки и папье-маше пенис, который она раскрасила красной краской,
символизирующей кровь. Затем она приделала его к фигуре со словами: «Это то,
что он со мной сделал» (Haddon, 1989, Wadeson, 2000, P. 307). В конце занятия
она несколько раз повторила, что она теперь чувствует себя замечательно.
Совместно пережитый женщинами катарсис придал им силы.
* Проституция
Бэт Блэк работала в приюте для проституток, пытающихся порвать со своим
занятием. Все они употребляли наркотики и перенесли домашнее насилие.
Большинство женщин крайне неохотно проявляли себя в творчестве. Многие все
время пропускали арт-терапевтические занятия. Понимая, что одной из ведущих тем
в опыте таких женщин была тема потерянного детства, Бэт решила создать куклу
своих детских воспоминаний. Она сама изготовила из старого носка игрушечного
кота и поставила его в студии. Увидев это изделие, 46-летняя Гвен попросила
Бэт показать ей, как можно сделать куклу. Вскоре уже все пятеро участниц группы
увлеченно делали кукол своего детства.
Значимость образа куклы как символа детства, материнства, заботы и
женственности была настолько велика, что зарактерные для участниц группы
чувства недоверия и взаимного соперничества отступили. Женщины охотно делились
материалами и идеями и помогали друг другу в процессе создания кукол.
Использование тканей позволило им проявить чувства нежности и заботы, не
испытывая при этом стыда и насмешек.
Они ласково говорили со своими куклами, сажали их себе на плечи и на колени,
рассказывали им истории своего детства и выражали те чувства, которые были
связаны с их восприятием своей внешности. До этого Гвен посетила лишь одно
занятие индивидуальной арт-терапии и в последующем извинялась, что не может
больше прийти на занятия. На создание своей куклы она потратила четыре часа,
обращаясь к ней, словно кукла – это она сама: “Теперь, Гвен, твои ноги, пожалуй,
слишком тонкие… Ты ведешь себя, как потаскуха… Тебя нужно одеть… Единственное
дело, которая я довела до конца в своей жизни, это хороший оргазм. Теперь я
сделала эту куклу, и мне очень приятно… Я впервые в своей жизни создала что-то
красивое. Никогда не думала, что смогу это сделать” (Black, 1994; Wadeson, 2000,
PP. 299-300).
Бэт смогла установить контакт с женщинами благодаря созданию своей куклы.
Совместная деятельность позволила женщинам пережить чувство глубокого
|
|