|
и что это способны делать даже дети с физическими нарушениями. Дети могли
раскрашивать головы и прикреплять к ним разные предметы. 7-летняя Нэнси была
помещена в больницу со сколиозом. В связи с активным ростом ее позвоночник мог
искривиться еще больше. Находясь в больнице, она носила металлический каркас
для того, чтобы ее позвоночник мог распрямиться. Каркас проходил за ее плечами
и охватывал ее талию, для того, чтобы удержать торс в определенном положении.
Она могла двигать лишь ладонями и предплечьями. Когда она увидела пластиковую
голову с короной, которую сделала Стейси, она сказала, что хочет сделать то же
самое. Несмотря на ограничения в движениях, она выполнила работу и сказала, что
это ей доставило большое удовольствие, хотя она придала голове печальное
выражение лица. Затем она попросила Стейси воткнуть в голову проволоку. Когда
Стейси это сделала, Нэнси воскликнула: «Ох!» (Limperis, 1996).
Она рассказала арт-терапевту о том, как она плакала, когда ось каркаса
закрепляли унее на голове, как сильно она ненавидит больницу, и как ей страшно
по ночам. Когда же она раскрашивала голову, она сказала, что больница – не
такое уж плохое место, и что ей здесь даже иногда бывает весело. Работая с
головой, она фактически воспроизводила ту медицинскую процедуру, которая
причинила ей боль и страх. Ее произведение помогло ей трансформировать
мучительные телесные ощущения в нечто занимательное и даже красивое.
Приведенные здесь примеры работы с детьми и подростками показывают уникальные
техники. В отличие от студийного подхода, такая работа направлялась
арт-терапевтом для того, чтобы удовлетворить определенные потребности детей.
Как уже отмечалось, работа с детьми как правило не носит инсайт-ориентированный
характер. Примеры показывают, что арт-терапевты могут творчески реагировать на
потребности ребенка, создавая оригинальные техники, которые трудно отнести к
определенной категории. Большинство техник способствовали катарсису,
самовыражению и повышению самооценки.
Взрослые
Поскольку взрослые лучше осознают свои потребности, чем дети, можно
предполагать, что они будут более ярко проявлять свои предпочтения студийному
или инсайт-ориентированному подходам. С учетом некоторого снижения роли
арт-терапии в деятельности лечебных учреждений в условиях «менеджерской
медицины» и ее смещения в сторону социальной службы и непсихиатрических
контингентов, можно ожидать усиления противостояния студийного и
инсайт-ориентированного подходов. Хотя инсайт иногда сопутствует катарсису,
большинство случаев из практики, с которыми я ознакомилась, имеют много общего
с работой с детьми в том плане, что арт-терапевты ориентируются на конкретные
потребности клиента или группы с тем, чтобы создать наилучшие условия для
самовыражения и катарсиса. Иногда происходит инсайт, но это не является
самоцелью.
* Психиатрические пациенты
Хотя арт-терапевтические программы с психиатрическими пациентами были за
последние года значительно «урезаны» по причине сокращения сроков
госпитализации, это было компенсировано развитием пролонгированных
арт-терапевтических программ за пределами психиатрических больниц.
Инновационный характер и многообразие форм арт-терапии делают ее применение с
хронически психически больными одним из наиболее динамично развивающихся
средств лечения и реабилитации. Инновации касаются применения визуальных
искусств с целью стимуляции, сочетания изобразительной деятельности с поэзией,
фотографией и даже изготовлением мебели.
Ютта Ол (Ohl, 1992) использовала в своей работе с психически больными не базе
реабилитационного центра литературное творчество и помогла больным выпустить
литературно-художественный альманах, который те с успехом продавали. Пациент 41
года по имели Алекс с бодерлиновым личностным расстройством, страдающий также
от астмы и пареза, жаловался на проблемы в отношениях с окружающими. Он написал
серию стихотворений и проиллюстрировал их рисунками.
Чужой на своей собственной планете
«Я чужой на своей собственной
планете. Холодная чернота
пространства и свет звезд
мне ближе, чем любовь…
Мне страшны человеческие проявления,
Они обращаются настоящим кошмаром.
Мы не можем взять то, что лежит под ногами…
Часто, когда я ложусь спать,
Меня навещает незнакомец.
Он приходит, чтобы унести меня
В неизведанные пространства творчества»
(Альманах “The Thresholds Lakeview Club”, 1992, P. 20)
Один из членов арт-терапевтической группы, которую посещал Алекс, испытывал
свожие переживания и выразил ему свою поддержку. Это помогло Алексу справиться
с чувством одиночества и ощутить, что его принимают и понимают. Участники
группы испытывали большую гордость по поводу издания альманаха, в особенности,
когда его покупали.
Беттина Торн (Thorn, 1998) сочетала литературное творчество и фотографию,
применяя изобразительные техники в фототерапевтической группе, которую она
организовала на базе центра психосоциальной реабилитации. Эта группа устраивала
поездки за город для того, чтобы создавать фотоснимки. Каждый участник при этом
должен был создать хотя бы один снимок. Благодаря сочетанию изобразительного
искусства, фотографии и литературного творчества участники группы овладевали
|
|