|
движение первоначально постигается на уровне психической реальности. Идея
движения изначально имеет интуитивный и неосознанный характер. То же самое
касается рисунка.
Очень важно чувствовать. Когда мы «чувствуем» рисунок, он является естественной
активностью. Рисуя человеческую фигуру, важно чувствовать, что это – наиболее
интересный и динамичный элемент не только всего рисунка, но и вселенной. В
настоящее время многие художники склонны нивелировать значимость человеческого
опыта. Изобразительное творчество позволяет раскрыть новизну и индивидуальный
характер восприятия. Не смотря ни на что, в нас продолжает жить чувство
восхищения окружающим миром и восторга перед теми движениями и формами,
воплощением которых является человек. Наше восприятие идет дальше физической
внешности предметов, что позволяет нам ощущать пространство и дыхание жизни.
Это можно увидеть, например, в рисунках Рембрандта. Они отражают его
бесконечное терпение и самоконтроль и, в то же время, спонтанность. Приобретите
альбом его рисунков для того, чтобы насладиться более близким знакомством с
ними.
Линия-контур. В своем творчестве художник выражает опыт жизни. Линия же
является человеческим способом оживления изобразительной формы. Линия и контур
принадлежат визуальному искусству, но имеют природное происхождение.
Обозначающая границы объекты линия, в то же время, является границей
пространства. Она влияет на динамику всей композиции. Что заставляет нас
проводить линию в том или иной месте? Линия – это инструмент экспрессии,
который должен применяться с деликатностью и удовольствием. Контур часто
позволяет передать столь делаемое изящество форм. Линия также может
подчеркивать массивные области или придавать им контраст.
Мы используем линию и контур для того, чтобы сформировать пространство всего
рисунка. Линия связана как с пространством, так и с формой. Она указывает на то,
что происходит с пространством, а потому ее следует рассматривать как часть
пространства. Это важно для развития художественного мышления.
Особые качества рисунка могут диктовать использование либо непрерывной, либо
прерывистой линии. Во многих случаях мы стремимся придать рисунку большую
экспрессивность. Важно уловить общую идею композиции, чтобы все ее элементы
естественным образом нашли свое место.
Обратимся, например, к работе Ван Гога “Berceuse”. Это, несомненно, очень
экспрессивная работа. Линии возникают из самого пространства. Ни одна часть
картины, даже самая небольшая, не ощущается как замкнутая или «задавленная»;
все части изображения отражают бесконечность и включенность в общее
пространство картины.
В своих рисунках Матисс творит саму жизнь и пространство. Чувство безмерной
радости позволяет ему передавать ощущение безграничности мира.
По мере создания новых форм и линий художник должен включать их в общее
пространство изображения и объединять с тем, что было создано раньше.
Мельчайшая линия должна ощущаться как необходимая часть единого целого.
Посредством линии можно передавать очень многое. Линия и масса могут служить
формированию целостности. Они подчинены общему ритму движения всей работы.
Необходимость линии для всей композиции делает ее значимой. Добавьте в процессе
рисования спонтанность и интеллект и ту жизнь, которой наполнены работы
Рембрандта.
Глава шестая. Живопись
Свобода. Живопись невозможна без внутренней свободы. Необходимо доверять своему
художественному мышлению, чтобы ничто не мешало вам идти своим путем. Следует
также быть восприимчивым ко всему новому, но, в то же время, соблюдать
приверженность тому, что доказало свою эффективность и дает вам ощущение
правильности своих действий. Когда это ощущение утрачивается, мы сбиваемся с
пути, и страх лишает нас сил. То, что мы сегодня знаем, может быть достаточным
для текущего момента, однако завтрашний опыт может быть совсем иным.
У каждого из нас есть определенные идеи. Идеи можно определить как оформленные
на основе чувств и убеждений мысли. Ощущение свободы должно присутствовать с
самого начала, и оно должно касаться того, что для нас важно. Мы не управляет
идеями и не создаем их, но позволяем им приходить к нам. Они являются из
бесконечности и формулируются людьми. Сила идей позволяет им жить очень долго.
Прогресс заключается в освобождении. Мы все стремимся к свободе и возможности
контролировать свою жизнь. Свобода тесно связана с радостью. Спонтанность и
свобода открывают нас для восприятия новых идей. Существуют множество способов
восприятия, и наше зрение не должно ограничиваться стереотипами. Мы должны
делать то, что полезно лично для нас. Если мы воспринимаем свою работу как
обязанность, она утрачивает живость и непосредственность. Талант должен найти
способы проявить себя, и этому помогает ощущение удовольствия и радости от
работы.
Целое не создается из частей; напротив, мы начинаем с общей идеи, из которой
затем все проистекает.
Контроль над ситуацией связан с нашим следованием определенной идее, что
придает нашей деятельности устойчивость и непосредственность. Он зависит от
прояснения идеи и очищения чувств и предполагает объединение ментального и
интуитивного начал. Одной интуиции недостаточно, чтобы обеспечить устойчивый
рост.
Ощущая внутренний ритм радости, мы не устаем. В человеческих отношениях мы
также стремимся почувствовать свободное течение энергии чувств и ее ритм. Вас
не смутят сложные обстоятельства, если вы чувствуете себя способными подняться
над ними. Мы учимся благодаря откровению и, в то же время, опираемся на
|
|