Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Виччи Сперри - Опыт изобразительного искусства
 [Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
Виччи Сперри

Опыт изобразительного искусства 

Данный текст представляет фрагменты книги Виччи Сперри “Опыт изобразительного 
искусства” с описанием различных упражнений по развитию художественного 
восприятия. Книга основана на опыте многолетнего преподавания автором 
изобразительного искусства и отражает ее стремление построить оригинальную, 
всеобъемлющую философию изобразительного творчества, которая, в то же время, 
имеет непосредственное отношение к практической деятельности художника. 
Вдохновенный стиль работы не может оставить равнодушным ни студента, ни 
преподавателя, ни зрелого художника, ни новичка. Выражаем свою признательность 
дочерям Виччи Сперри – Мерджори и Кэрол – за предоставленное право публикации 
фрагментов ее книги.
This text represents selections from the Second Part of Vicci Sperry’s book 
“The Art Experience” containing various approaches to develop artistic 
perception. The book is based on class teaching over a period of many years and 
reflects her attempts to create an original, all-embracing philosophy of art, 
which, at the same time, is directly linked to artistic practice. The inspiring 
quality of the text meets the profound needs of the student, the teacher, the 
highly developed artist, and the beginner. We express our gratitude to Vicci 
Sperry’s daughters, Marjorie and Carol for granting us a permission to publish 
extracts from her book.
Эта часть книги посвящена знакомству с различными материалами, однако даже 
опытный художник, благодаря использованию описанных здесь упражнений сможет 
многое осознать. Эффект этих упражнений будет зависеть от того, насколько 
мобилизованы возможности интуиции.
Упражнение 1
Уголь
Уголь является богатым по своим возможностям пластическим материалом. Если его 
заточить, он может создавать четкие линии. Если же пользоваться его тупым 
концом или боковой гранью, можно создавать массивные закрашенные пространства 
разной текстуры. Уплотненный уголь позволяет достичь насыщенного черного цвета, 
а уголь средней плотности дает большую свободу самовыражения, поскольку его 
можно стирать и вносить в нарисованное изменения. Существует уголь средней 
плотности, который также позволяет создавать насыщенный черный оттенок. Ему 
часто отдается предпочтение. Следует попробовать разные типы угля и 
остановиться на том, который вам нравится больше всего.
Рисуя углем, обратите внимание на четкую линию черного цвета на белом листе 
бумаги. Создайте толстую линию, а затем – очень тонкую и нежную. Нарисовав 
линию, для контраста закрасьте одну часть листа насыщенным черным цветом, а из 
другой части сделайте менее насыщенную, текстурированную массу. Имейте под 
рукой кусочки замши и резинку. Попробуйте растереть уголь пальцами, замшей или 
резинкой – таким образом можно достичь любого изобразительного эффекта.
Когда вы рисуете углем, время летит быстро. Почувствуйте себя хозяином 
положения – оценивая и изменяя свой рисунок, вы, в конце концов, создадите то, 
что хотите или уничтожите созданное и создадите новый рисунок. 
Создайте композицию из простых форм, закрашивая их внутреннее пространство 
оттенками разной интенсивности. Наиболее драматично сочетание чистого белого и 
насыщенного черного цветов.
Работа с углем приносит большое удовлетворение благодаря его пластическим 
свойствам. Бытует представление, что по мере развития художественного таланта 
мы «вырастаем» из некоторых материалов, однако уголь всегда таит в себе богатые 
возможности, которые могут быть раскрыты на любом уровне развития 
художественного мастерства.
Упражнение 2
Горы
Художник тесно связан с пространством. Он может делать видимым то пространство, 
которое на первый взгляд невидимо. Когда он смотрит на лист бумаги, в его 
сознании запускается некий магический процесс: он перестает воспринимать бумагу 
как плоский объект и погружается в трехмерный мир.
Удивительно. Как вздымающиеся горные вершины пронизывают бесконечность неба. 
Драматичные формы скал сдержанно приветствуют его скользящее вниз пространство. 
Небо окутывает вздымающиеся массы гор, вознося человека на величественные 
высоты.
Горы – это массивный объем и твердость, помещенные в живое и легкое 
пространство.
Изобразительное искусство позволяет передать связь всего и вся с бесконечным и 
единым пространством.
Упражнение 3
Натюрморт – объекты в пространстве
Обратите внимание на динамику отношений объектов друг с другом и пространством 
в целом. Ощутите как пространство «вливается» в объекты, поддерживая и связывая 
их друг с другом. Пространство – это живая реальность. Находясь в нем, ничто не 
остается неподвижным, и мастерство художника заключается в том, чтобы отражать 
жизнь.
Занимаясь изобразительным искусством, мы постепенно начинаем чувствовать ритмы 
пространства, возникающие из разнообразия отношений между находящимися в нем 
предметами. Слишком долгая фокусировка на внешности предметов может помешать 
восприятию движения. Ощущение же пространства помогает соединить различные 
формы в целостную композицию. Переходя от одного упражнения к другому, вы 
сможете открывать для себя заключенную в пространстве жизнь.
Упражнение 4
Восприятие фигуры
Сегодня мы сможем насладиться той пластикой, которая заключена в целостной 
фигуре. Мы ощутим вертикальную ось стоящей фигуры и горизонтальную ось фигуры 
лежащей. При этом в нас будет развиваться чувствительность к пространству – та 
чувствительность, которая присуща пробивающейся из-под земли траве или 
появляющейся из почек листве. Своей вертикальностью человек дополняет 
горизонтальность земли.
Каждый из нас воспринимает мир по-своему. Кроме того, каждый день мы можем 
видеть мир несколько по-разному, и в этом таится возможность бесконечной 
вариабельности восприятия. Картина Рембрандта «Девушка, стоящая в полуоткрытой 
двери», передает восхитительную вибрацию пространства. Пространство же создает 
форму. Эта картина показывает, что пространство и форма являют собой части 
единого живого организма.
Изображая фигуру с помощью линий, старайтесь воспринимать линию не как контур, 
а как то, что позволяет соединить фигуру с пространством. Линия может быть 
сплошной или прерывистой. Позвольте ей «течь» свободно через всю композицию. 
Ощущение единого пространства поможет вам разместить в нем фигуру и передать 
отношения между частями рисунка.
Рисунок требует умения использовать массивные пространства и текстуры в 
сочетании с линией. Будьте спонтанны, наслаждайтесь спонтанностью – тогда то, 
что вы делаете, не будет являться для вас тяжелым трудом. Тогда фигура и 
пространство «сольются» на основе единого движения.
Упражнение 5
Всеобъемлющая фигура
Обучая изобразительному искусству, я заметила, насколько трудным является 
рисование крупного профиля и передача контраста между относительно строгой 
линией задней части головы и выразительной линией лба, носа, губ, подбородка и 
т. д..
Рисование деталей никогда не может быть автоматическим процессом, их 
изображение не должно быть более значимым, чем изображение целого объекта. 
Поэтому изображение черт лица должно случить передаче динамики всего рисунка. 
Лучше ограничиться всего несколькими скупыми, но взаимосвязанными линиями, чем 
создавать реалистическое изображение, нарушающее единство формы и пространства.
Руки и ноги всегда воспринимаются как наполненные смыслом. Чем больше мы 
знакомимся с разными частями тела, тем более смело мы их изображаем. Принимая 
решение не изображать лицо, пальцы или иные части тела, мы часто исходим из 
ощущения собственной силы, а не слабости. Иногда бывает интересно создать 
композицию, состоящую из изображения одних лишь рук или ног.
Упражнение 6
В парке
Почувствуйте атмосферу парка. Как прекрасны гуляющие здесь люди! Постарайтесь 
воспринять их как части единой группы. Обратите внимание на деревья. Мы здесь – 
в красивом зеленом парке, среди людей и деревьев. Через некоторое время между 
вами установятся интересные отношения. Деревья, люди и парк – все «погружено» в 
пространство. Если вы почувствуете, что между вами возникла некая связь, это 
будет очень важно для творческой активности. Хотя мы обычно рассматриваем людей 
как отдельные сущности, мы можем воспринять их как части единой группы, 
гуляющих по парку персонажей, а не как рассеянные в нем и независимые друг от 
друга единицы.
Почувствуйте, что значит находиться в этом парке – словно вы в действительности 
тоже в нем гуляете. Когда же мы воспринимаем все как связанное с общим 
пространством, между элементами реальности устанавливаются отношения равновесия.
 В процессе изображения для нас важно передать не столько реальный облик вещей, 
сколько качество наших ощущений – квинтессенцию опыта.
Упражнение 7
Темпера
Сегодня мы познакомимся с темперой. Когда мы видим краски находящимися в 
баночках прямо перед нами, это нас стимулирует, и мы не можем не восхититься их 
яркими цветами. В отличие от тюбиков, наполненные краской баночки способны 
вызывать живые и спонтанные реакции.
Темперные краски следует разводить в воде. При работе с ними лучше пользоваться 
кисточками из собольего меха. Хотя темпера может быть столь же прозрачной как 
акварель, она все же более плотная и более интенсивная, чем акварель.
Выберите четыре краски в любом сочетании. Как музыкант при сочинении квартета 
исследует возможности четырех инструментов, вам необходимо изучить возможности 
выбранных вами цветов. Держите наготове лист бумаги, банку с водой и тряпочку. 
Одной не слишком маленькой кисти обычно бывает достаточно, но она должна быть 
хорошего качества, чтобы можно было ею проводить линию. После того как вы 
порисовали одним цветом, ополосните кисть в воде и вытрите ее тряпочкой. Таким 
образом вы подготовитесь к использованию следующего цвета. Постепенно это 
действие приобретет автоматический характер. В дальнейшем вы сможете 
использовать столько кисточек, сколько захотите.
А теперь о сути упражнения. Нам предстоит накладывать краску плотным слоем и 
закрашивать ею разные по площади поверхности. В течение некоторого времени 
поэкспериментируйте с водой, кисточкой и красками. Изучите возможности сухой и 
мокрой кисти. Вы увидите, что чем меньше вы берете воды, тем быстрее темпера 
высыхает. В зависимости от количества воды на кисточке, будут меняться и ваши 
ощущения.
Постепенно вы начнете улавливать, какие отношения устанавливаются между цветами.
 Посмотрите, что произойдет, если вы будете добавлять белую краску в четыре 
выбранных вами цвета. После этого смешайте два из выбранных вами цветов. 
Продолжайте смешивать цвета попарно до тех пор, пока не перепробуете все 
возможные комбинации. Наслаждайтесь этим процессом. Делайте это в том темпе, 
который вам нравится. Понаблюдайте, какие чувства вызывают у вас разные оттенки 
и сочетания цветов.
Когда на листе бумаги места больше не останется, возьмите другой лист. 
Постарайтесь увеличить размер закрашиваемой одним цветом площади, стремясь 
ощутить ее связь с общим пространством листа. Данная процедура – ни что иное 
как ваше «знакомство» с возможностями разных цветовых комбинаций.
Не ограничивайтесь умозрительным представлением различных оттенков, потому что 
вы вполне можете создать любой цвет, какой захотите. Уже то, что вы захотели 
создать какой-то оттенок, свидетельствует о том, что вы можете его создать.
Все мы реагируем на цвета по-своему, и у каждого из нас есть индивидуальное 
чувство цвета. Оно может быть развито, опираясь на возможности интуиции, а 
отнюдь не на голые схемы или книги.
Темпера дает богатые возможности для спонтанного самовыражения. Ею можно 
пользоваться, начиная с детского сада и на протяжение всей дальнейшей жизни. 
Находясь уже в весьма преклонном возрасте, Матисс использовал темперу при 
создании своих последних работ.
Упражнение 8
Три оранжевых цвета на разных поверхностях
Сегодня каждому из вас предстоит по очереди работать на виду у всех. Мы будем 
пользоваться темперой. Когда настанет ваша очередь, все поместят на мольберт 
крупный лист бумаги. Рядом также будут располагаться три оттенка оранжевого 
цвета в баночках. Нам предстоит создавать из них простые сочетания – в 
определенном порядке располагать три оттенка в пространстве. Иными словами, 
каждый из нас создаст из них определенную композицию, а затем нарисует то, что 
видит. Каждый по очереди будет это делать, а другие при этом будут наблюдать за 
ним, оказывая ему молчаливую поддержку.
Располагая баночки с оттенками оранжевого цвета в пространстве, старайтесь 
помещать одну из них дальше, другую – ближе, а третью – между ними. Прежде, чем 
располагать баночки в определенном порядке, представьте, как вы хотели бы это 
сделать. Когда вы расположите баночки, вам необходимо будет поместить оттенки 
оранжевого цвета на бумагу, располагая их на разной «глубине» в пространстве 
листа. Пятна оранжевого цвета должны быть одинакового размера. Вам, возможно, 
захочется сделать их более крупными. Тем не менее, необходимо сохранять в себе 
ощущение глубины пространства, отношения цветов друг с другом и со всей 
композицией. Выполняя это упражнение, доверяйте своей интуиции. Она поможет вам 
лучше чувствовать пространство.
Это упражнение разовьет в вас столь важную в живописи способность к 
проецированию на бумагу глубины пространства. Очень важно доверять своим 
ощущениям, но для того, чтобы этого достичь, необходимо время.
Независимо от того, работаете ли вы на виду у всех, либо являетесь одним из тез,
 кто наблюдает, вы будете пребывать в активном состоянии. В результате глубокой 
концентрации вы сможете достичь состояния умиротворенности.
Упражнение 9
Тропики
Мы сейчас забудем, что располагаемся в подвале, и что сегодня – холодный, 
зимний день. Представим, что мы находимся на берегу теплого океана, на песчаном 
пляже, в окружении тропической растительности. Ярко светит солнце. То здесь. То 
там на берегу видны беззаботно отдыхающие люди. Все более явственно представляя 
себя находящимися в этом месте, мы начинаем испытывать чувство умиротворения.
Вокруг нас – человеческие фигуры. Каждая из них представляет собой плотную 
цветовую массу. Люди гуляют по берегу, лежат на песке или сидят, загорая. Они 
словно «впитывают» в себя тепло и красоту летнего дня. Просто удивительно, что 
благодаря воображению мы можем представлять себя отдыхающими на природе. Это 
упражнение доставит вам удовольствие, и та радость, которую вы испытываете, 
отразится в ритме создаваемого вами живописного произведения.
Упражнение 10
Драма на берегу океана
Мы вновь позабудем про холодный зимний день и представим себя в атмосфере 
тропиков, на залитом солнцем берегу теплого океана.
Наше внимание привлекают фигуры двух людей, счастливо проводящих на пляже свое 
время. Через некоторое время один человек отходит в тень расположенного 
недалеко дерева. Яркое солнце делает тени особенно выразительными и 
контрастными. Постараемся передать контраст фигур: одна из них будет 
располагаться под лучами яркого солнца, в то время как другая – в тени дерева. 
Контраст фигур вызовет у нас ощущение покоя и мира. Не столь важно, будем ли мы 
придерживаться абстрактной или реалистической манеры изображения. Наиболее 
значимо то, какие чувства мы испытываем в процессе создания картины, и 
насколько хорошо мы чувствуем пространство.
Великий художник увлекает нас в свой мир. Красота реальна, о чем красноречиво 
говорят слова Ральфа Вальдо Эмерсона: «…потому что мир не нарисован и никем не 
разукрашен, но изначально прекрасен. И Бог не создал вещи красивыми, ибо 
Красота есть подлинный Творец вселенной».
Упражнение 11
Светлое на темном, темное на светлом: композиция из нескольких фигур
Сегодня мы будем рисовать черной индийской тушью и темперной кистью. Возьмите 
большой лист бумаги и расположите его горизонтально. Проведите четкую 
вертикальную линию, делящую лист пополам. Представьте себе одну половину темной,
 а другую – светлой. Затем подумайте о том, что вам предстоит нарисовать на 
темной стороне светлую фигуру, а на светлой стороне – темную. При этом важно 
помнить о том, что и правая, и левая сторона являются частями единой композиции.

Модель несколько раз изменит позу. При этом мы вначале на темной стороне 
создадим свободную зарисовку, изображающую модель в нескольких позах, а затем 
создадим аналогичную зарисовку на светлой стороне. Представляя одну сторону 
листа темной, мы сможем явственно увидеть расположенную здесь фигуру светлой. 
Со светлой стороны фигура будет, соответственно, темной, но, в то же время, 
связанной с композицией в целом. Темные части изображения обычно очень живые и 
пульсирующие. То же самое присуще и светлым частям. Созданная вами композиция 
будет состоять из двух половин. На каждой из них будет располагаться 
контрастная фигура, что позволит объединить работу и передать дыхание жизни.
Не следует однако воспринимать это упражнение как общее правило.
Упражнение 12
Натюрморт как отражение бесконечного многообразия отношений
Сегодня мы будем рисовать натюрморт, однако, прежде, чем мы этим займемся, 
обратимся к репродукции одной из живописных работ Сезанна, на которой изображен 
натюрморт с яблоками и апельсинами на белой скатерти. Драпировка служит 
объединению композиции в единое целое.
Хотя каждое яблоко самодостаточно, все вместе они создают единую группу. 
Некоторые из них, будучи расположенными на свободном пространстве, передают его 
глубину. Композиция полна движения, которое связано с восприятием многообразия 
отношений между предметами. Это движение распространяется без каких-либо 
ограничений во многих направлениях. Чем дольше мы смотрим на эту картину, тем 
больше отношений между изображенными предметами мы сможем увидеть.
Этой композиции присуща масштабность и монументальность, объединяющая в себе 
все ее элементы. Сочетание скатерти, красиво струящейся драпировки и всех 
прочих элементов изображения создает удивительное равновесие.
А теперь займемся созданием натюрморта. Обратите внимание на то, как все 
элементы композиции связаны с общим пространством и друг другом.
В практике изобразительного искусства наиболее важным является развитие 
восприятия и способности к пониманию того, что мы видим.
Упражнение 13
Озера
Возьмите белый лист бумаги и всего один цвет – синюю темперу такого оттенка, 
который захотите.
Представьте себя в той части земли, где имеется множество небольших озер самой 
разной формы. Отделяющие одно озеро от другого участки земли порой меньше, чем 
сами озера. Представьте атмосферу этого места.
Начните рисовать с изображения синей фигуры – это будет озеро. Изобразите точку 
в какой-либо части листа и осторожно увеличивайте размер синего участка во все 
стороны. Создав одну фигуру, переходите к изображению другого озера и так далее,
 стараясь чувствовать пространство. Оно подскажет вам, какого размера и формы 
должны быть изображающие озера фигуры, и гре они должны располагаться. То, что 
вы чувствуете, будет наиболее важно.
Создавая фигуры, не спешите. Не переходите к изображению новой фигуры, не 
испытав удовлетворения от рисования предыдущей. Всякий новый элемент композиции 
должен гармонично вписываться в созданное вами изображение, для того, чтобы его 
не нарушить. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что композиция 
обрела завершенность.
Эта композиция поможет вам лучше ощутить пространство, что имеет столь большое 
значение в живописи. Восприятие пространства в изобразительном искусстве 
никогда не может превратиться в рутину, поскольку пространство можно 
воспринимать, лишь опираясь на чувства и интуицию.
Упражнение 14
Больше форм – больше озер
Сегодняшнее упражнение напоминает предыдущее – мы вновь будем рисовать озера. 
Однако на сей раз мы будем использовать разные оттенки синего цвета, включая 
сине-зеленый, индиго и кобальт. Создавая формы, старайтесь фокусироваться на 
своих ощущениях. При изображении любых предметов в живописи обычно можно 
пользоваться несколькими оттенками, однако в данном случае лучше, если каждая 
фигура будет какого-то одного оттенка. Придайте им ту форму, какую захотите, 
стараясь почувствовать, как всякая новая фигура влияет на уже созданные.
Подберите оттенки, исходя из потребностей пространства и отдельных фигур. 
Создав множество фигур, вы почувствуете, когда вам следует остановиться. 
Закончив, сравните опыт выполнения этого упражнения с опытом предыдущего. 
Каждое имеет свою собственную ценность и способствует развитию ваших 
способностей.
Упражнение 15
Натюрморт – изображение пространства
Пространство – это не пустота. Оно дышит и живет, а находящиеся в нем предметы 
взаимодействуют. Расположенные перед нами в определенном порядке предметы для 
создания натюрморта можно перемещать для того, чтобы усилить ощущение жизни и 
наполнить ею пространство. Постарайтесь почувствовать, как вся композиция с ним 
связана, и как пространство, в свою очередь, связано с каждым из элементов 
композиции. Благодаря этому вам удастся уловить многообразие заключенных в ней 
отношений и привести ее в движение в самых разных направлениях.
Обычно мы больше внимания обращаем на предметы, чем на пространство, но сегодня 
мы постараемся в большей мере фокусироваться на пространстве и его формах. Они 
исполнены величия, жизни и движения. Предметы же, хотя и отличны друг от друга, 
отразят те качества, которые присущи формам пространства.
Когда вы вначале фокусируетесь на пространстве, в том, что вы видите, начинает 
проявляться все больше и больше жизни. Чем лучше вы чувствуете пространство, 
тем проще вам организовать предметы в композицию. В этом заключены основы 
искусства и, занимаясь им, вы опираетесь на сои интуицию и разум.
Постепенно вы начнете все лучше ощущать движение и «пульсацию» пространства. Вы 
заметите, что используете цвета не столько для изображения внешних особенностей 
предметов, сколько для передачи пространственных эффектов, и это сделает вас 
более свободными в своем творчестве.
Упражнение 16
Пространственные отношения: животные на холме
Сегодня мы уделим внимание пространственным отношениям между теми предметами, 
которые находятся на открытом воздухе. Все формы существуют в бесконечности и 
являются частями общего великого ритма. Представьте себе покрытый зеленой 
травой холм с пасущимися на нем животными. Почувствуйте покой и красоту этой 
пасторальной сцены. Животными могут быть лошади, коровы, овцы, козы и т. д.. Вы 
можете увидеть животных в виде абстрактных форм или конкретных образов с 
присущими им деталями. Они могут быть равномерно рассеяны по склонам холма или 
составлять группы. Очень важно почувствовать, как животные создают красивые 
формы, находящиеся друг с другом в определенных пространственных отношениях. 
Присутствие в этой сцене животных позволяет ее оживить и наполнить пространство 
интересными формами, что сделает вашу работу более выразительной.
Упражнение 17
Целостный мир с одним элементом
Сегодня мы используем сравнительно простое упражнение. Как и в упражнении 17, 
мы будем снова по очереди работать перед всей группой. Мы будем 
концентрироваться на каком-то одном крупном предмете вроде солнца или сферы и 
его отношениях с пространством. Вся композиция будет состоять из одного такого 
сферического предмета и обрамляющего его белого пространства. Между цветным 
солнцем и окружающим его белым пространством будет установлено идеальное 
равновесие. Ваша интуиция подскажет вам, когда это равновесие будет достигнуто.
Начните изображать солнце из центра, постепенно продвигаясь в периферии. Вы 
почувствуете, когда оно обретет достаточные размеры для того, чтобы установить 
необходимые отношения с окружающим пространством. Вы можете по своему 
усмотрению варьировать цвета в пределах крупной, изображающей солнце формы.
Это упражнение имеет фундаментальный характер и является очень важным для 
вашего художественного опыта. Оно связано с развитием чувства пространства и 
изображением простых, но очень значимых предметных отношений.
Глава четвертая. Подготовка
Инструменты поэта – это язык и речь.  Инструменты же художника связаны со 
зрением. И тот, и другой ощущают реальность красоты. Древнекитайские художники 
уделяли время тому, чтобы почувствовать пространство, покой, поэзию и 
универсальность красоты.
Живописец использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы выразить 
свои чувства. Одним из этих средств является цвет; с помощью цвета художник 
“входит” в пространство. Его понимание цвета постепенно становится все  глубже 
и полнее. Он постигает силу тьмы и света и стремится их передать как можно 
экспрессивнее.
Вы являетесь хозяевами творческого процесса и можете выбирать любой способ 
обращения с краской или иными материалами, так, чтобы в конце концов 
почувствовать удовлетворение от результатов работы. Вы вправе что-то изменить в 
работе, либо создать нечто совершенно новое. В распоряжении художника – 
неограниченные возможности.
Подготовка. Следует подготовить свое отношение, но не процесс, поскольку он 
должен быть спонтанным. Ничто не заставляет нас создавать законченное 
произведение, поскольку рост мастерства происходит постепенно. Для ребенка 
творческое самовыражение является естественным, и он подолгу не размышляет над 
тем, насколько удачен его рисунок. Чем более человек восприимчив, тем больше он 
может получить. Нам следует быть восприимчивыми к новому опыту. В “Гамлете” 
есть слова: “Готовность – это все”. Подлинная готовность к восприятию даже 
единичного опыта придает нам силы.
Пусть идея вашей будущей работы приходит к вам простым и естественным путем. 
Почувствуйте тепло и оцените свою собственную идею. Чем более радостным и 
исполненным энтузиазма по поводу замысла своей работы вы будете, тем более вы 
будете готовы к процессу творческого самовыражения.
Следует иметь представление о материале. Материалы должны быть подготовлены и 
доступны для того, чтобы, когда у вас возникнет желание ими воспользоваться, вы 
могли бы без труда это сделать. В то же время, мы должны знать природу и 
возможности художественных средств.
Все начинается с чистого холста. На нем могут материализоваться наши мысли и 
чувства. Мы реагируем на чувства, энергию жизни, бесконечность пространства и 
любви. Работа художника не должна быть ему в тягость.
Желательно отвести время на размышления. Оно готовит нас к творческой 
коммуникации и помогает сохранить единство мысли для того, чтобы удержать все 
элементы работы в одном пространстве. Проблемы решаются, когда мы выходим за их 
пределы. Сосуд не присутствует в глине. Все части работы должны служить единой 
идее. Ни одна из них не должна доминировать. Отнюдь не мысль или эмоция, но 
мудрость универсального ритма позволяет всему найти нужное место.
Мы призваны реализовать свои высшие возможности. Великий музыкант-исполнитель 
должен пройти длительную практику, но когда он играет, он дает своему таланту 
проявиться спонтанно и ярко. То же самое справедливо и для художника.
Возлюбите свою деятельность, используйте свободные мгновения и более 
продолжительное время. На развитие своего таланта. Мы должны трудиться и любить 
свой труд. Одних сентиментов недостаточно.
Дисциплина. Нам необходимо время для того, чтобы успокоиться и подготовиться к 
восприятию и “переработке” чувств и мыслей. Медитация и размышления – условия 
для раскрытия таланта. Свободное проявление таланта чем-то напоминает танец; 
работая, мы словно танцуем.
Нет необходимости в том, чтобы “наглухо закрывать двери”, если можно так 
выразиться. Жизнь бесконечна, а потому “двери закрываются”, лишь когда мы сами 
их создаем. Незаконченное состояние работы, когда дверь остается полуоткрытой, 
лучше, чем ее законченность. Следует остановиться, когда вы почувствуете, что 
для этого настало время.
Не следует упускать того, что может иметь для вас смысл. В творчестве нет 
жестких правил, но есть дисциплина. Мы – часть вселенной, и мы заключаем ее в 
своем сознании. Творческое состояние может быть “запущено” в течение нескольких 
минут. Мы не можем воочию увидеть, как распускаются цветы, но мы видим цветение,
 и это подтверждает непрерывность роста. То же самое относится и к развитию 
нашего таланта. Если мы остаемся частью единого целого, мы на верном пути. 
Следует с любовью относиться к каждой линии, мазку, частям пространства и 
отношениям между элементами образа, и эта любовь должна предполагать терпение.
Идея родства всего и вся должна неизменно присутствовать в нашем сознании, 
тогда наша деятельность будет являться не партией виртуоза, но процессов 
всеобщего раскрытия. Тогда выставка любого из ваших сподвижников. Наполнит вас 
радостью, даже если вы сами будете не готовы организовать свою собственную.
С чувством смирения мы освобождаемся от прежних идей, веря в то, что жизнь 
бесконечна и величественна. Дисциплина заключается в том, чтобы очистить наши 
чувства и сделать их более естественными и простыми.
Интуиция. Творчество невозможно без интуиции. Никакое знание не может ее 
заменить. Она помогает расти, опираясь на личный опыт. В интуиции нет ничего 
мистического. Она является нашим внутренним разумом, проводником и оценщиком. 
Без нее вряд ли возможно создать что-бы-то-ни-было.
Интуиция всегда имеется в нашем распоряжении, но проявляется по-разному. 
Художники ей как правило доверяют. Она представляет собой такое дарование, 
которое всегда в нас присутствует, а вовсе не является каким-то мимолетным 
свойством. Интуиция часто противостоит конвенциональным верованиям. Ей следует 
доверять и критично относиться к конвенциям.
Сомнения могут быть разрушительны, но интуиция и вера помогают собраться с 
силами. Мы не должны бояться творческих экспериментов и неизбежных при этом 
ошибок, поскольку на ошибках учатся. Было бы несправедливо по отношению к себе 
их не допускать. Природная мудрость делает нас свободными и готовыми учиться на 
собственных ошибках. Интуиция способствует росту и самораскрытию. Поистине 
счастливы те, кто идет этим путем.
У некоторых художников могут иметь место периоды продуктивной деятельности, 
сменяемые состоянием истощения. У других же продуктивная деятельность 
сохраняется очень долго. Интуиция позволяет сохранить творческое равновесие, 
защищает художника от ложных влияний извне и позволяет избежать истощения.
Интуиция активно проявляется, когда мы ей доверяем. При этом мы чувствуем, как 
образ «растет» и раскрывается сам по себе. Те внутренние качества, на которые 
мы опираемся, позволяют нам чувствовать, в каком направлении нам следует 
двигаться. Мы не можем в полной мере реализовать наши возможности, до тех пор, 
пока не произойдет нашего полного включения в деятельность. Наша способность к 
поддержанию связей с окружающим миром также связана с внутренними качествами и 
чувством прекрасного.
Мы разделяем то, что чувствуем, и то, что знаем. Интеллект и интуиция дополняют 
друг друга и создают необходимое и мощное единство. Интуиция первична, но 
интеллект придает ей силы. Иногда необходимо время для того, чтобы интеллект 
смог соединиться с интуицией. Мы должны доверять своим чувствам и, в случае 
необходимости,  делать перерывы в работе, чтобы не дезорганизовать творческий 
процесс. Любовь – величайшая сила, без которой невозможна никакая творческая 
деятельность.
Глава пятая. Рисунок
Цель. Рисунок как правило связан с наложением темного материала на белую 
поверхность. При этом используются уголь, мелки или другие материалы. Рисунок 
предполагает концентрацию на линии и контурах изображения, однако может 
включать работу с закрашенными массами и текстурами. Как и в любом ином виде 
изобразительной деятельности, рисунок связан с постижением бесконечности 
пространства и, в то же время, воплощением определенных идей или форм. Рисунок 
часто имеет структурированный характер. Опыт графической работы очень важен для 
любого художника. Благодаря этому многие приходят к более активным занятиям 
живописью. Однако, хотя рисунок и служит этой цели, он обладает своей 
собственной прелестью.
Развитие навыков рисования так или иначе помогает лучше чувствовать жизнь 
Посредством рисунка мы неизменно воспринимаем движение жизненной энергии. Хотя 
техника необходима, фундаментальной является способность любого художника 
выражать многообразие отношений между субъектами и объектами. Человеческое 
движение первоначально постигается на уровне психической реальности. Идея 
движения изначально имеет интуитивный и неосознанный характер. То же самое 
касается рисунка.
Очень важно чувствовать. Когда мы «чувствуем» рисунок, он является естественной 
активностью. Рисуя человеческую фигуру, важно чувствовать, что это – наиболее 
интересный и динамичный элемент не только всего рисунка, но и вселенной. В 
настоящее время многие художники склонны нивелировать значимость человеческого 
опыта. Изобразительное творчество позволяет раскрыть новизну и индивидуальный 
характер восприятия. Не смотря ни на что, в нас продолжает жить чувство 
восхищения окружающим миром и восторга перед теми движениями и формами, 
воплощением которых является человек. Наше восприятие идет дальше физической 
внешности предметов, что позволяет нам ощущать пространство и дыхание жизни. 
Это можно увидеть, например, в рисунках Рембрандта. Они отражают его 
бесконечное терпение и самоконтроль и, в то же время, спонтанность. Приобретите 
альбом его рисунков для того, чтобы насладиться более близким знакомством с 
ними.
Линия-контур. В своем  творчестве художник выражает опыт жизни. Линия же 
является человеческим способом оживления изобразительной формы. Линия и контур 
принадлежат визуальному искусству, но имеют природное происхождение. 
Обозначающая границы объекты линия, в то же время, является границей 
пространства. Она влияет на динамику всей композиции. Что заставляет нас 
проводить линию в том или иной месте? Линия – это инструмент экспрессии, 
который должен применяться с деликатностью и удовольствием. Контур часто 
позволяет передать столь делаемое изящество форм. Линия также может 
подчеркивать массивные области или придавать им контраст.
Мы используем линию и контур для того, чтобы сформировать пространство всего 
рисунка. Линия связана как с пространством, так и с формой. Она указывает на то,
 что происходит с пространством, а потому ее следует рассматривать как часть 
пространства. Это важно для развития художественного мышления.
Особые качества рисунка могут диктовать использование либо непрерывной, либо 
прерывистой линии. Во многих случаях мы стремимся придать рисунку большую 
экспрессивность. Важно уловить общую идею композиции, чтобы все ее элементы 
естественным образом нашли свое место.
Обратимся, например, к работе Ван Гога “Berceuse”. Это, несомненно, очень 
экспрессивная работа. Линии возникают из самого пространства. Ни одна часть 
картины, даже самая небольшая, не ощущается как замкнутая или «задавленная»; 
все части изображения отражают бесконечность и включенность в общее 
пространство картины.
В своих рисунках Матисс творит саму жизнь и пространство. Чувство безмерной 
радости позволяет ему передавать ощущение безграничности мира.
По мере создания новых форм и линий художник должен включать их в общее 
пространство изображения и объединять с тем, что было создано раньше. 
Мельчайшая линия должна ощущаться  как необходимая часть единого целого.
Посредством линии можно передавать очень многое. Линия и масса могут служить 
формированию целостности. Они подчинены общему ритму движения всей работы. 
Необходимость линии для всей композиции делает ее значимой. Добавьте в процессе 
рисования спонтанность и интеллект и ту жизнь, которой наполнены работы 
Рембрандта.
Глава шестая. Живопись
Свобода. Живопись невозможна без внутренней свободы. Необходимо доверять своему 
художественному мышлению, чтобы ничто не мешало вам идти своим путем. Следует 
также быть восприимчивым ко всему новому, но, в то же время, соблюдать 
приверженность тому, что доказало свою эффективность и дает вам ощущение 
правильности своих действий. Когда это ощущение утрачивается, мы сбиваемся с 
пути, и страх лишает нас сил. То, что мы сегодня знаем, может быть достаточным 
для текущего момента, однако завтрашний опыт может быть совсем иным.
У каждого из нас есть определенные идеи. Идеи можно определить как оформленные 
на основе чувств и убеждений мысли. Ощущение свободы должно присутствовать с 
самого начала, и оно должно касаться того, что для нас важно. Мы не управляет 
идеями и не создаем их, но позволяем им приходить к нам. Они являются из 
бесконечности и формулируются людьми. Сила идей позволяет им жить очень долго.
Прогресс заключается в освобождении. Мы все стремимся к свободе и возможности 
контролировать свою жизнь. Свобода тесно связана с радостью. Спонтанность и 
свобода открывают нас для восприятия новых идей. Существуют множество способов 
восприятия, и наше зрение не должно ограничиваться стереотипами. Мы должны 
делать то, что полезно лично для нас. Если мы воспринимаем свою работу как 
обязанность, она утрачивает живость и непосредственность. Талант должен найти 
способы проявить себя, и этому помогает ощущение удовольствия и радости от 
работы.
Целое не создается из частей; напротив, мы начинаем с общей идеи, из которой 
затем все проистекает.
Контроль над ситуацией связан с нашим следованием определенной идее, что 
придает нашей деятельности устойчивость и непосредственность. Он зависит от 
прояснения идеи и очищения чувств и предполагает объединение ментального и 
интуитивного начал. Одной интуиции недостаточно, чтобы обеспечить устойчивый 
рост.
Ощущая внутренний ритм радости, мы не устаем. В человеческих отношениях мы 
также стремимся почувствовать свободное течение энергии чувств и ее ритм. Вас 
не смутят сложные обстоятельства, если вы чувствуете себя способными подняться 
над ними. Мы учимся благодаря откровению и, в то же время, опираемся на 
аналитическое мышление. Мы поддерживаем все, что помогает нам расти, и не 
довольствуемся посредственностью.
Свет. Свет – это та сила, в которой нуждается человечество. Можно рассматривать 
свет как ясность и порядок. Для художника свет является как внутренним, так и 
внешним опытом. Сезанн использовал свет как великую силу. Свет его живописных 
работ является частью бесконечного потока.
Мы связаны с солнцем и его светом. Чем оно ярче, тем темнее тени. Белый свет 
солнца включает в себя все цвета и является источником жизненной энергии. Все в 
мире становится видимым благодаря свету. Природа излучает бесконечный свет, и 
наша способность к восприятию света также ничем не ограничена.
Жизнь сосуществует со светом, и свет является основополагающим началом жизни. 
Растения не могут существовать без света, также как и все живое. Свет и знание 
взаимосвязаны. Даже находясь во тьме, мы восклицаем: «Я вижу!» потому что в нас 
присутствует свет понимания.
Мы находимся на правильном пути, когда позволяем свету быть нашим проводником 
во время занятий живописью. Солнечный свет питает все живое, поддерживает жизнь 
человека, животных и растений. У художника есть внутреннее ощущение света. Он 
знает, что свет также пребывает в нем, и что ему нет необходимости всегда 
видеть свет вокруг себя. Это внутреннее зрение живописца дает ему ощущение 
реальности и помогает ему подняться над обстоятельствами. Есть нечто великое во 
всех тех, кто способен воспринимать качества  света и проецировать их на 
окружающее. Вечная природа света делает произведения изобразительного искусства 
неподверженными тлению.
Свет на картине пульсирует в определенном ритме. Он является положительной 
силой, побеждает и берет инициативу. Он энергизирует и оживляет и утверждает 
свое присутствие в мире. Тьма же – это небытие и отсутствие света. 
Поскольку живопись – это жизнь, в живописной работе нет ничего негативного, и 
даже очень темные цвета способны излучать свой собственный свет. При 
использовании света в живописи следует проявлять изобретательность. Отношения 
между предметами и контрасты создают свет. Мощное движение света делает его 
присутствие более ощутимым, и каждый художник знает, как это делать. Чем более 
явственно вы ощущаете свет, тем более глубоко вы способны проникать в 
пространство, и это связано не с художественной техникой, а с чувством света.
Следует ощутить радость света. Чем более он ярок, тем более четко обозначены 
тени. Художник не может «создавать» свет, но он может, пользуясь красками, 
создавать эффект присутствия света. Это достигается путем сочетания и движения 
цветов. Не существует единой формулы, которая описывала бы, как это сделать, но 
мы обладаем способностью проецировать то, что мы чувствуем и постигаем, на 
внешние материалы и предметы. Дети делают это совершенно естественно. Их 
притягивает тот свет, который содержится в ярких цветах и их драматические 
контрасты. Восприятие же света у взрослых окрашено их жизненным опытом.
Все люди улавливают величие и силу света. Рембрандта интересовал тот свет, 
который исходит из тьмы. Сезанна, прежде всего, занимал тот свет, который 
присутствует в цветах. Матисс же пошел дальше других, пытаясь посредством 
работы с чистыми цветами передавать пространство и объем. Когда его спросили: 
«Как Вы думаете, что будет больше всего интересовать новое поколение?» он 
ответил: «Свет».
Наша цель состоит в том, чтобы передавать свет путем использования цветов.
Цвет. Джон Раскин как-то сказал, что «наиболее чистые и глубокие умы – те, 
которые больше всего любят цвет».
Цвет является инструментом проникновения в пространство и выражения разных идей.
 Белая бумага или холст дают возможность для проявления любых цветов. Природа 
является величайшим мастером и колористом. Всякая бабочка являет собой 
великолепное сочетание цветов и замечательный рисунок и обладает неповторимым 
характером. Природа неистощима. С величайшей щедростью она дарит нам лазурь 
неба и синеву воды, разноцветие и яркость цветов, птиц и других представителей 
флоры и фауны – создаваемые ею  вариации цветов и их сочетаний неисчерпаемы, и 
мы не можем не испытывать восторга от этого поразительного богатства цветов и 
форм. Красота природы неотделима от жизни, и природа щедро питает и 
поддерживает нас своей красотой.
Один единственный цветок – и тот являет собой пример поистине фантастической 
природной палитры. Нет и двух художников, которые одинаково воспринимали бы 
одинаковые сочетания цветов. Сезанн использовал сочетания цветов для того, 
чтобы создавать и контролировать движение на своих живописных полотнах. Для 
Матисса цвет был не просто цветом, но квинтессенцией радости и свободы жизни. 
Его отличало глубокое понимание цвета и того, каким образом, используя цвет, 
можно передавать форму и пространство.
Одна из функций цветов состоит в том, чтобы давать нам ощущение силы света. 
Живопись – это, прежде всего, стихия цвета и форм, стихия свободы. Живопись 
весьма глубока; для того, чтобы использовать цвета для передачи контраста света 
и тьмы, различных текстур, форм и пространства, необходимо чувство равновесия и 
меры.
Занимаясь живописью, мы приходим к более глубокому пониманию того, что может 
делать цвет. Этому помогают интуиция и опыт, а отнюдь не теория или схемы из 
учебников. О цвете написано много книг, большинство которых трудно связать с 
художественным опытом. Мы рождаемся с определенными предпосылками к ощущению 
цвета, однако способность воспринимать цвет и его чувствовать – вещи разные.
Первые представления о цвете как правило очень значимы и оказывают влияние на 
отношение к цветам в дальнейшем. Любые цвет и форма должны помогать всем 
остальным цветам и формам. Один цвет ведет к появлению другого и заключает в 
себе как силу, так и мягкость. В живописи цвет должен приходить из сердца 
художника.
Каждый из нас обладает внутренним слухом, и Бетховен это доказал. Существует 
также внутреннее зрение. Художник должен ощутить цвет внутри себя прежде, чем 
он создаст его на полотне. Вначале работы он может не знать, с каким цветом он 
будет работать. При этом он может полагаться на свою интуицию, стараясь в 
последующем сочетать трезвый расчет со спонтанностью.
Маленькие дети выбирают цвета, не задумываясь. Они, чаще всего, знают, какой 
цвет им нужен. Становясь взрослыми, мы также можем выбирать цвета естественно и 
счастливо, отдавая предпочтение тем из них, на которые мы откликаемся наиболее 
живо. Каждый цвет заключает в себе определенное настроение, и при выборе цвета 
мы можем ориентироваться  на свои чувства. Невозможно, однако, вложить чувства 
в то, что статично. Настроение – это относительно устойчивое качество. Мы можем 
начать, пытаясь настроиться на свои чувства, но для того, чтобы работа была 
целостной, необходима определенная самодисциплина.
Старайтесь использовать ваше внутреннее чувство цвета, и пусть ваш разум этому 
не мешает. Ощутите динамику цветов и их связь друг с другом.
В живописи качества всех цветов присутствуют в сочетании друг с другом. Мы 
можем работать со многими или всего несколькими цветами, их бесконечными 
комбинациями и оттенками. Это можно сравнить с бесконечным многообразием звуков 
и тембров различных инструментов в симфоническом оркестре.
Работа с цветом может быть относительно простой или сложной. Она предполагает 
создание определенной композиции. Если нам кажется, что добавление каких-либо 
линий или мазков излишне, следует доверять этому чувству с тем, чтобы не 
испортить того, что уже создано. Все элементы изображения должны сочетаться 
друг с другом. Работа, по сути, являет собой целый мир, и мы стремимся его 
почувствовать и помочь всем его элементам. Цвет не имеет каких-либо ограничений 
по глубине. Тот результат, который может быть нами получен при работе с цветом, 
по сути, не зависит от метода. Темные цвета помогают более остро почувствовать 
свет. Многое зависит от того, какой цвет располагается ближе, а какой – дальше. 
Следует как можно точнее передавать свое ощущение цвета.
Самооткрытие связано с открытием собственных чувств. Любой подлинный опыт 
живописи связан с самооткрытием, и «я» художника тесно связано с его чувством 
цвета.
Импрессионисты знали, что каждый цвет обладает своим индивидуальным качеством. 
Сезанн же пытался посредством цвета выражать идеи и духовные качества человека. 
Критики называли его искусство грубым и оскорбительным для разума, однако те, 
кого считаю знающими, на деле часто оказываются невосприимчивыми к новому. 
Сезанну удалось создать настоящие симфонии цветов и форм.
Всякая живописная работа характеризуется определенным преобладающим чувством, и 
мы используем цвета, ориентируясь на это чувство. Хотя мы иногда его теряем , 
нам необходимо бывает его через некоторое время восстановить.
Формы, движения, гармония – все, что мы когда-либо видели, и что оказало на нас 
сильное воздействие, сохраняется в нашем бессознательном, но мы продолжаем 
пребывать в состоянии непрерывного поиска и открытия нового.
Жизненные силы. Любовь является жизненной силой изобразительного искусства. 
Способность получать и дарить любовь  -- естественное проявление человека. 
Ребенок отдается изобразительному творчеству всем сердцем, не думая при этом, 
что скажут окружающие. Он выражает в изобразительной деятельности то, что 
чувствует.
Жизненные качества в живописи передаются через «одухотворение» предметов 
изображения, взаимодействие объемов, соотношение переднего и заднего планов, 
верха и низа – все это позволяет передать движение и пульсацию энергии жизни.
Встречаясь с жизненными трудностями, все мы временами испытываем подавленность, 
но художник может подняться над этим состоянием. Он может опереться на свою 
любовь к изобразительному творчеству и красоте. Гармония природы позволяет нам 
восстанавливать эмоциональное равновесие. Когда же наше мышление ясно и 
спокойно, мы чувствуем себя уверенно. Художник выходит за рамки видимого, 
чувствует внутреннюю энергию предметов, и каждый цвет становится для него 
объемным.
Художник неотделим от природы. Озера и океаны придают ему силы своей экспансией 
горизонтальных плоскостей. Он чувствует творческие силы природы, ощущает 
вселенские приливы и отливы, взлеты и падения. Он организует предметы в 
соответствии с законами единства и непрерывности.
Ощущение Сезанном передаваемого через массы и объемы пространственного движения 
вело его к созданию абстрактных композиций и отказу от реалистичности. В его 
натюрмортах формы столь же драматичны, как и в изображениях великих водопадов.
Мы начинаем работу с ощущения бесконечного простора. Небо ассоциируется с 
движением вверх, вниз и по кругу. Ничто в природе не находится в инертном 
состоянии. Идя по улице или по полу в помещении, мы ощущаем мощные, 
поддерживающие нас силы. Эти же силы поддерживают все живое на нашей планете.
Жизненная сила действительно существует, и мы не являемся ее создателями. Мы ее 
отражаем и передаем посредством нашего творчества. Мы ощущаем единство частей и 
целого. Земля поддерживает нас; на ней произрастают деревья и цветы. Мы все 
вертикальны, и вертикальность заключена в нашей природе. Жизненная сила влечет 
нас вверх, к тому, чтобы встать и распрямиться. Так растет мощный дуб, 
символизируя собой жизненную силу. Жизнь побеждает, и все живое растет 
естественно и без усилий.
В изобразительном творчестве все пульсирует этой энергией жизни Мы наделены 
врожденной способностью и правом чувствовать радость, красоту и жизнь. Жизнь 
бесконечна, также как бесконечно все живое. Движение жизни никогда не 
останавливается и присутствует в живописных работах, и хотя оно ощущается в 
глубине картин, изображение стремится обрести состояние равновесия, балансируя 
на фоне общего плана.
Откройте себя. Внутри вас есть все, и мы пришли в этот мир, чтобы передать те 
красоту и силу, которые мы постигаем. Жизнь и ее тепло позволяют нам ощутить то,
 что мы можем что-то дать другим. Отдавая, мы острее чувствуем жизнь.
Мы не можем передавать то, чего нет в нашем сердце. Любой возраст может быть 
временем великих свершений и роста. Продолжая расти, мы развиваем свои таланты 
и в старости. Появляются новые идеи. Красота сегодняшнего дня есть нечто 
совершенно новое, также как совершенно новым является всякий новый день.
Сведения об авторе: 
Виччи Сперри – американская художница и арт-педагог; в течение многих лет жила 
в Чикаго, в дальнейшем – в Лос-Анжелосе. Ее работы выставлялись в Париже, 
Нью-Йорке и многих других городах.
??

??

??

??

www.psy-trening.com


 
 [Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-