|
идее. Ни одна из них не должна доминировать. Отнюдь не мысль или эмоция, но
мудрость универсального ритма позволяет всему найти нужное место.
Мы призваны реализовать свои высшие возможности. Великий музыкант-исполнитель
должен пройти длительную практику, но когда он играет, он дает своему таланту
проявиться спонтанно и ярко. То же самое справедливо и для художника.
Возлюбите свою деятельность, используйте свободные мгновения и более
продолжительное время. На развитие своего таланта. Мы должны трудиться и любить
свой труд. Одних сентиментов недостаточно.
Дисциплина. Нам необходимо время для того, чтобы успокоиться и подготовиться к
восприятию и “переработке” чувств и мыслей. Медитация и размышления – условия
для раскрытия таланта. Свободное проявление таланта чем-то напоминает танец;
работая, мы словно танцуем.
Нет необходимости в том, чтобы “наглухо закрывать двери”, если можно так
выразиться. Жизнь бесконечна, а потому “двери закрываются”, лишь когда мы сами
их создаем. Незаконченное состояние работы, когда дверь остается полуоткрытой,
лучше, чем ее законченность. Следует остановиться, когда вы почувствуете, что
для этого настало время.
Не следует упускать того, что может иметь для вас смысл. В творчестве нет
жестких правил, но есть дисциплина. Мы – часть вселенной, и мы заключаем ее в
своем сознании. Творческое состояние может быть “запущено” в течение нескольких
минут. Мы не можем воочию увидеть, как распускаются цветы, но мы видим цветение,
и это подтверждает непрерывность роста. То же самое относится и к развитию
нашего таланта. Если мы остаемся частью единого целого, мы на верном пути.
Следует с любовью относиться к каждой линии, мазку, частям пространства и
отношениям между элементами образа, и эта любовь должна предполагать терпение.
Идея родства всего и вся должна неизменно присутствовать в нашем сознании,
тогда наша деятельность будет являться не партией виртуоза, но процессов
всеобщего раскрытия. Тогда выставка любого из ваших сподвижников. Наполнит вас
радостью, даже если вы сами будете не готовы организовать свою собственную.
С чувством смирения мы освобождаемся от прежних идей, веря в то, что жизнь
бесконечна и величественна. Дисциплина заключается в том, чтобы очистить наши
чувства и сделать их более естественными и простыми.
Интуиция. Творчество невозможно без интуиции. Никакое знание не может ее
заменить. Она помогает расти, опираясь на личный опыт. В интуиции нет ничего
мистического. Она является нашим внутренним разумом, проводником и оценщиком.
Без нее вряд ли возможно создать что-бы-то-ни-было.
Интуиция всегда имеется в нашем распоряжении, но проявляется по-разному.
Художники ей как правило доверяют. Она представляет собой такое дарование,
которое всегда в нас присутствует, а вовсе не является каким-то мимолетным
свойством. Интуиция часто противостоит конвенциональным верованиям. Ей следует
доверять и критично относиться к конвенциям.
Сомнения могут быть разрушительны, но интуиция и вера помогают собраться с
силами. Мы не должны бояться творческих экспериментов и неизбежных при этом
ошибок, поскольку на ошибках учатся. Было бы несправедливо по отношению к себе
их не допускать. Природная мудрость делает нас свободными и готовыми учиться на
собственных ошибках. Интуиция способствует росту и самораскрытию. Поистине
счастливы те, кто идет этим путем.
У некоторых художников могут иметь место периоды продуктивной деятельности,
сменяемые состоянием истощения. У других же продуктивная деятельность
сохраняется очень долго. Интуиция позволяет сохранить творческое равновесие,
защищает художника от ложных влияний извне и позволяет избежать истощения.
Интуиция активно проявляется, когда мы ей доверяем. При этом мы чувствуем, как
образ «растет» и раскрывается сам по себе. Те внутренние качества, на которые
мы опираемся, позволяют нам чувствовать, в каком направлении нам следует
двигаться. Мы не можем в полной мере реализовать наши возможности, до тех пор,
пока не произойдет нашего полного включения в деятельность. Наша способность к
поддержанию связей с окружающим миром также связана с внутренними качествами и
чувством прекрасного.
Мы разделяем то, что чувствуем, и то, что знаем. Интеллект и интуиция дополняют
друг друга и создают необходимое и мощное единство. Интуиция первична, но
интеллект придает ей силы. Иногда необходимо время для того, чтобы интеллект
смог соединиться с интуицией. Мы должны доверять своим чувствам и, в случае
необходимости, делать перерывы в работе, чтобы не дезорганизовать творческий
процесс. Любовь – величайшая сила, без которой невозможна никакая творческая
деятельность.
Глава пятая. Рисунок
Цель. Рисунок как правило связан с наложением темного материала на белую
поверхность. При этом используются уголь, мелки или другие материалы. Рисунок
предполагает концентрацию на линии и контурах изображения, однако может
включать работу с закрашенными массами и текстурами. Как и в любом ином виде
изобразительной деятельности, рисунок связан с постижением бесконечности
пространства и, в то же время, воплощением определенных идей или форм. Рисунок
часто имеет структурированный характер. Опыт графической работы очень важен для
любого художника. Благодаря этому многие приходят к более активным занятиям
живописью. Однако, хотя рисунок и служит этой цели, он обладает своей
собственной прелестью.
Развитие навыков рисования так или иначе помогает лучше чувствовать жизнь
Посредством рисунка мы неизменно воспринимаем движение жизненной энергии. Хотя
техника необходима, фундаментальной является способность любого художника
выражать многообразие отношений между субъектами и объектами. Человеческое
|
|