|
отношений и привести ее в движение в самых разных направлениях.
Обычно мы больше внимания обращаем на предметы, чем на пространство, но сегодня
мы постараемся в большей мере фокусироваться на пространстве и его формах. Они
исполнены величия, жизни и движения. Предметы же, хотя и отличны друг от друга,
отразят те качества, которые присущи формам пространства.
Когда вы вначале фокусируетесь на пространстве, в том, что вы видите, начинает
проявляться все больше и больше жизни. Чем лучше вы чувствуете пространство,
тем проще вам организовать предметы в композицию. В этом заключены основы
искусства и, занимаясь им, вы опираетесь на сои интуицию и разум.
Постепенно вы начнете все лучше ощущать движение и «пульсацию» пространства. Вы
заметите, что используете цвета не столько для изображения внешних особенностей
предметов, сколько для передачи пространственных эффектов, и это сделает вас
более свободными в своем творчестве.
Упражнение 16
Пространственные отношения: животные на холме
Сегодня мы уделим внимание пространственным отношениям между теми предметами,
которые находятся на открытом воздухе. Все формы существуют в бесконечности и
являются частями общего великого ритма. Представьте себе покрытый зеленой
травой холм с пасущимися на нем животными. Почувствуйте покой и красоту этой
пасторальной сцены. Животными могут быть лошади, коровы, овцы, козы и т. д.. Вы
можете увидеть животных в виде абстрактных форм или конкретных образов с
присущими им деталями. Они могут быть равномерно рассеяны по склонам холма или
составлять группы. Очень важно почувствовать, как животные создают красивые
формы, находящиеся друг с другом в определенных пространственных отношениях.
Присутствие в этой сцене животных позволяет ее оживить и наполнить пространство
интересными формами, что сделает вашу работу более выразительной.
Упражнение 17
Целостный мир с одним элементом
Сегодня мы используем сравнительно простое упражнение. Как и в упражнении 17,
мы будем снова по очереди работать перед всей группой. Мы будем
концентрироваться на каком-то одном крупном предмете вроде солнца или сферы и
его отношениях с пространством. Вся композиция будет состоять из одного такого
сферического предмета и обрамляющего его белого пространства. Между цветным
солнцем и окружающим его белым пространством будет установлено идеальное
равновесие. Ваша интуиция подскажет вам, когда это равновесие будет достигнуто.
Начните изображать солнце из центра, постепенно продвигаясь в периферии. Вы
почувствуете, когда оно обретет достаточные размеры для того, чтобы установить
необходимые отношения с окружающим пространством. Вы можете по своему
усмотрению варьировать цвета в пределах крупной, изображающей солнце формы.
Это упражнение имеет фундаментальный характер и является очень важным для
вашего художественного опыта. Оно связано с развитием чувства пространства и
изображением простых, но очень значимых предметных отношений.
Глава четвертая. Подготовка
Инструменты поэта – это язык и речь. Инструменты же художника связаны со
зрением. И тот, и другой ощущают реальность красоты. Древнекитайские художники
уделяли время тому, чтобы почувствовать пространство, покой, поэзию и
универсальность красоты.
Живописец использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы выразить
свои чувства. Одним из этих средств является цвет; с помощью цвета художник
“входит” в пространство. Его понимание цвета постепенно становится все глубже
и полнее. Он постигает силу тьмы и света и стремится их передать как можно
экспрессивнее.
Вы являетесь хозяевами творческого процесса и можете выбирать любой способ
обращения с краской или иными материалами, так, чтобы в конце концов
почувствовать удовлетворение от результатов работы. Вы вправе что-то изменить в
работе, либо создать нечто совершенно новое. В распоряжении художника –
неограниченные возможности.
Подготовка. Следует подготовить свое отношение, но не процесс, поскольку он
должен быть спонтанным. Ничто не заставляет нас создавать законченное
произведение, поскольку рост мастерства происходит постепенно. Для ребенка
творческое самовыражение является естественным, и он подолгу не размышляет над
тем, насколько удачен его рисунок. Чем более человек восприимчив, тем больше он
может получить. Нам следует быть восприимчивыми к новому опыту. В “Гамлете”
есть слова: “Готовность – это все”. Подлинная готовность к восприятию даже
единичного опыта придает нам силы.
Пусть идея вашей будущей работы приходит к вам простым и естественным путем.
Почувствуйте тепло и оцените свою собственную идею. Чем более радостным и
исполненным энтузиазма по поводу замысла своей работы вы будете, тем более вы
будете готовы к процессу творческого самовыражения.
Следует иметь представление о материале. Материалы должны быть подготовлены и
доступны для того, чтобы, когда у вас возникнет желание ими воспользоваться, вы
могли бы без труда это сделать. В то же время, мы должны знать природу и
возможности художественных средств.
Все начинается с чистого холста. На нем могут материализоваться наши мысли и
чувства. Мы реагируем на чувства, энергию жизни, бесконечность пространства и
любви. Работа художника не должна быть ему в тягость.
Желательно отвести время на размышления. Оно готовит нас к творческой
коммуникации и помогает сохранить единство мысли для того, чтобы удержать все
элементы работы в одном пространстве. Проблемы решаются, когда мы выходим за их
пределы. Сосуд не присутствует в глине. Все части работы должны служить единой
|
|