|
специалистами», превратились в «шаловливых подростков», не обращающих никакого
внимания на ее авторитет.
Группа быстро перешла к рисованию, изобразив рыбу в воде. Образ рыбы был
подсказан складкой на бумаге. Вскоре появились изображения других рыб и
оранжевого заката. На свободной месте Агазарьян нарисовала стаю птиц. Она
нарисовала их, не осознавая, что их общее число составляет десять (число
участников группы), и что в цветовом отношении птицы оказались поделены на три
подгруппы.
В голубой круг (верхний правый угол) были помещены буквы GAW (group as a whole),
сокращенное обозначение названия «группа как целое». Агазарьян превратила
голубой круг в солнце, добавив лучи. Хотя не всем понравилось, что буквы
превратились затем в фигуры, часть мужчин решила все же это сделать. Они
назвали эти фигуры «члены клана группы как целое, но не ККК (Ку-Клус-Клана)».
Участники группы все время активно перемещались, создавая разные пары и
микрогруппы. Ни разу не возникло сколь либо серьезного конфликта в связи с
вторжением в физическое и изобразительное пространство другого. В то время, как
одной части группы явно нравилось превращать одни образы в другие, другую часть
это раздражало. Звуки, которые издавали участники группы во время работы,
напоминали звуки во время спортивного состязания. Иногда слышались восклицания
на языке, понятном только членам данной группы – например, призывы нарисовать
«крокодила», «броколли», «акулу», «шапочку для яйца». Эти слова отражали
историю группы.
По мере приближения к концу воркшопа стало очевидно, что центр композиции
(настоящее) все еще ничем не заполнен. Тогда «основной игрок» группы поместил
туда свою руку и обвел ее. Ее контурное изображение он затем раскрасил. «Это
рука Бога, дающего жизнь Адаму» -- подумала Розен, увидев это изображение.
В конце воркшопа участники стали рисовать на лицах друг друга; пример подпла
Агазарьян. Ее лицо также было разрисовано. Вплоть до этого момента участники не
воспринимали ее как члена группы, теперь же она также стала для них участницей
их группы. Таким образом произошло расширение не только физических границ
групповой работы путем рисования на лицах друг друга, но и включение в нее
нового члена. На лицах участников появились своеобразные «племенные маски».
Затем они сняли фреску со стены и промаршировали с ней по коридору. В конце
коридоры участники также разрисовали лицо Розен. Таким образом группа напомнила
Розен о том, что она по-прежнему является членом тренинговой группы, хотя она
на время вышла из нее, взяв на себя роль одной из ведущих воркшопа.
Интерпретация. На рисунке преобладают циркулярные линии. В качестве отправной
точки рисунка можно рассматривать правый верхний угол с изображенным там
«маяком теории» и «членами клана группы как целое». От этой точки можно затем
двинуться по водному пространству вместе с рыбами и достичь левого нижнего угла
фрески с расположенным там изображением «верхней части бикини». Затем можно
вернуться к элементам с буквами GAW, вокруг которых расположен солнечный диск.
«Члены клана группы как целое» готовы после этого двинуться дальше и выйти за
пределы листа бумаги.
Маяк служит одним из элементов контейнирования композиции, в том числе, для
расположенной в центре руки, которая оказалась ни с чем не связанной. Видно,
что на руке надето кольцо. Оно может рассматриваться как смысловой центр
композиции, своеобразная мандала, позволяющая упорядочить хаос и создать для
него устойчивые границы. Кольцо также может служить символом «самости» и
единства группы.
Изображение руки может обозначать связь прошлого, настоящего и будущего. Оно
расположено в центре композиции, ассоциирующимся с настоящим моментом в
развитии группы. Примечательно, что участник, который изобразил это руку,
прежде всего, обвел свою собственную. Это его действие по-видимому побудило
участников группы рисовать на лицах друг друга.
Высоко в небе парят десять птиц, символизирующих десять участников группы.
Океан, в котором плавают рыбы, может восприниматься как групповое
бессознательное, границы которого подвижны и проницаемы. Расположенные в океане
фигуры могут символизировать потребность в зависимости и, в то же время,
генитальную сексуальность. Круг, в который группа поместила буквы GAW, может
служить визуальным подтверждением идеи о том, что группа не может
функционировать до того момента, пока ее границы не будут оформлены и не будут
способны удерживать хаос и проявления первичных процессов, служа их интеграции
и осознанию. На первый взгляд, фреска участников четвертой группы напоминает
работу группы психотических пациентов. Однако психотики оставались бы в
состоянии регресса, в то время, как в данной группе «регресс служит укреплению
«я»» (Kris, 1952). В работе также проявляется сопротивление регрессу, ведущему
к слиянию индивида с группой. Участники готовы быть частью группы, сохраняя при
этом достаточную личную свободу.
Обсуждение
Нам удалось провести воркшопы, демонстрирующие использование изобразительного
творчества в групповой психотерапии. Мы могли сравнить фрески, созданные
группами на разных стадиях их развития и увидеть, насколько проницаемы при этом
групповые и личные границы.
Гипотеза о том, что тренинговая группа. Благодаря наличию у нее определенной
истории и совместному решению ее участниками проблем, сможет создать наиболее
целостную композицию, подтвердилась. В то же время, не наблюдая за процессом
создания ею групповой фрески, может возникнуть впечатление, будто это работа
психотических пациентов, поскольку в ней имеются признаки хаоса и фрагментации.
Преобладающие в работе волнистые и циркулярные линии служат структурному
|
|