Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: М. Розен и Э. Мейро - Исследование группы через ее изобразительную деятельность на основе системного подхода
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
(деревья, цветы, дети, капли, птенцы), что по-видимому давало участникам группы 
ощущение большей безопасности. Это можно рассматривать как отражение стремления 
участников защитить свое «я» и справиться с тревогой, связанной с задачей 
совместного рисования.

Третья группа, состоящая из нескольких подгрупп хорошо знакомых друг с другом 
людей. (Тема фрески: «День на лоне природы», Рис. 3)
Описание группового процесса. Эта группа обсуждала план создания фрески прежде, 
чем перейти к рисованию. Было высказано несколько предложений. Дух 
сотрудничества помог одному из участников группы начать создание фрески с 
изображения яблоневого дерева. За ним последовали остальные. С чувством 
облегчения группа объединилась вокруг темы счастливого отдыха. Некоторые 
участники работали на своих территориях, в то время как другие перемещались, 
высказывая или принимая предложения по мере продолжения совместного рисования. 
Левая нижняя часть фрески была создана женщиной, которая чувствовала себя 
комфортно, контролируя свою зону. Слушая, как другие участники оживленно 
обсуждают план изображения базы отдыха, она решила к ним присоединиться. Хотя 
образы в правом нижнем углу фрески гармонируют с образами остальных частей, 
участница, которая их рисовала, решила с другими не сотрудничать.
Рис. 3 Фреска третьей группы
Женщина, которая договаривалась о месте проведения воркшопов и их оснащении, 
проявляла повышенную заботу о судьбе фрески. Она изобразила большие горы, а 
затем нарисовала солнце в правом верхнем углу композиции. Под солнцем 
расположена дорога, которая никуда не ведет. Это вызвало у участников группы 
тревогу, поскольку они явно были настроены на создание целостной композиции и 
переживание безопасности и комфорта.. Стремясь заполнить пустоты, эта женщина 
изобразила на дороге автомобиль, велосипедиста, домик и родник. И наконец, 
«почувствовав угрозу, исходящую от гор», она решила нарисовать забор, 
образующий границу между «духовным фоном» и «игровой площадкой» на переднем 
плане.
Интерпретация. Данная фреска, созданная группой, в которой несколько человек 
хорошо знали друг друга, характеризуется высокой интегрированностью и балансом 
темы, формы, содержания и цветовой палитры. Преобладание горизонтальных линий 
указывает на  высокий уровень поддержки в группе, которая ориентирована на 
решение задачи создания совместной фрески.
Композиция включает три примерно равные части. Левая (прошлое) и средняя 
(настоящее) части выглядят как единое целое, в то время как правая часть 
(будущее) выглядит относительно автономной, возможно отражая ощущение скорого 
распада группы. На первый взгляд, данная буколическая сцена выглядит 
безоблачной. При более пристальном рассмотрении можно заметить многочисленные 
признаки угрозы. Расположенный справа домик для пикника погружается в траву, 
очень напоминающую зыбкую водную поверхность. Слева от него расположена 
вертикальная структура, включающая изображение пруда и дерева. Наиболее 
устойчивая часть этой структуры, образуемая стволом дерева, выполняет двойную 
функцию. Она, с одной стороны, поддерживает и, с другой стороны, разделяет 
горизонтальные элементы. Хотя на фреске имеются изображения нескольких 
контейнеров, они не имеют достаточной опоры. Так, например, очень крупные 
яблоки лежат на земле, а огромная белка сидит на слишком слабом для ее 
поддержки ветви. Напоминающая торпеду рыба «выстреливает» из воды.
Данная фреска изобилует признаками конфликта зависимости и борьбы за выживание, 
указывая на то, что выживание находится под угрозой. Образы, которые должны 
были бы служить защите, на самом деле являются источником угрозы. Центрально 
расположенный дом включает множество деталей, но его фундамент явно слаб. 
Несмотря на то, что забор выглядит высоким и мощным, он вряд ли может защитить 
обитателей дома, поскольку он его не окружает со всех сторон и не вполне 
отделяет игровую площадку от гор. Хотя дерево кажется прочно укорененным на 
переднем плане, его опавшая листва ложится на левую часть (прошлое) картины и 
визуально сливается с изображением гор. Забор формально соединяет разные части 
фрески воедино и удерживает велосипедиста в вертикальном положении. Однако 
велосипедист все равно кажется неустойчивым из-за находящегося рядом с ним 
родника в виде извергающегося вулкана. Родник, символ источника жизни, может 
также напоминать гильотину или надгробие. Жизнь и смерть парадоксальным образом 
соединяются в центрально расположенном изображении родника.
Несмотря на то, что группа в основном состояла из хорошо знакомых друг с другом 
людей, а некоторые из них являлись коллегами ведущего группы, в таком составе 
они встречались впервые, а потому группа являлась новой, с характерными для 
всех новых групп конфликтами и проблемами. Это были проблемы зависимости, 
выживания, включенности-исключенности. Данная группа сопротивлялась 
регрессивным тенденциям, обращаясь к теме отдыха, отрицания опасности, которая, 
тем не менее, просматривается сквозь внешне безоблачную картину.
Четвертая группа, состоящая из участников, совместно проходящих долгосрочный 
тренинг (Тема фрески: «Мир, который не является идиллией»)
Описание группового процесса. Для участия в воркшопе многим участникам этой 
группы пришлось поменять роли. Агазарьян, которая являлась ведущей долгосрочной 
тренинговой группы, стала одной из участниц воркшопа, наравне с другими. Розен 
же, которая являлась участницей тренинговой группы, стала ведущей воркшопа. 
Мейро, вторая ведущая воркшопа, до этого работавшая вместе с несколькими 
участниками группы, стала фасилитатором воркшопа. Она рассчитывала, что группа 
будет ее слушать. Однако с самого начала группа взяла инициативу в свои руки. 
Мейро была смущена тем, которых она ранее считала «сертифицированными 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-