Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: М. Розен и Э. Мейро - Исследование группы через ее изобразительную деятельность на основе системного подхода
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
Образ месяца выглядит агрессивным и, в то же время, напоминает щит. Он также 
может ассоциироваться с чревом, в котором помещаются противоречивые 
геометрические формы слева. Извилистые линии преобладают слева (в прошлом), а 
прямые – справа (в будущем). Изображения гор справа напоминают грудь В целом 
композиция может говорить об амбивалентности и противоречивом восприятии 
ведущего как плохой-хорошей матери. Данное противоречие характерно для 
начинающей свою работу группы, которая переживает внутренний конфликт 
зависимости от ведущего.
Вторая группа, состоящая из нескольких подгрупп хорошо знакомых друг с другом 
людей
(Тема фрески: «Может быть, да…, может быть, нет», Рис. 2)
Описание группового процесса. Эта группа состояла из пяти хорошо знакомых друг 
с другом лиц и пяти – совершенно не знакомых. Ее ведущим был арт-терапевт, 
знакомый лишь с одной из участниц, который охарактеризовал эту группу как 
«сложную, но глубокую». Хотя некоторые участники этой группы демонстрировали 
дружеское расположение и готовность к взаимодействию с другими, в группе 
отсутствовало ощущение единства. Она разделилась на два противоборствующих 
лагеря. Одна – большая – часть группы пыталась уйти от сложных чувств; другая 
ее часть стремилась утвердить право на различия и самодостаточность участников.
Создание фрески началось слева, с изображений облаков, деревьев и дождя, 
которые создавались двумя хорошо знакомыми друг с другом участниками. Участники 
другой пары незнакомых друг с другом участников нарисовали зонтики и держащих 
их людей. Когда справа было изображено солнце, это активизировало группу. 
Изображение тропинки с идущими по ней детьми создала доминантная женщина; она 
тем самым попыталась повести группу по иному пути, нежели тому, который был 
предложен подгруппой «бегства», изобразившей дождь (боль, грусть, уязвимость). 
Тропинка ведет к солнцу (ведущему). Она однако натыкается на непреодолимое 
препятствие в виде крупной птицы. Автор птицы отказалась от изменения этого 
образа и его превращения в «синюю птицу счастья». «Примите меня такой, какая я 
есть» -- ответила она. Это разозлило одного участника, который нарисовал собаку,
 пытающуюся укусить птицу за лапу. Испугавшись проявленной им агрессии, автор 
этого образа вскоре отошел от фрески. Его агрессия однако была поддержана 
изображениями огромных цветов и горшка с золотом, созданными несколькими 
участниками в ответ на отказ автора образа птицы изменять свой образ.
Автора образа солнца разозлило, что на солнце проникли оранжевые линии. Она 
изобразила цыплят позади большой птицы, сказав, что «большая птица защищает 
своих птенцов». После краткого обсуждения того, как следует раскрасить фреску, 
каждый член группы «бегства» провел линию одного из цветов радуги, благодаря 
чему был создан мост между облаком и крылом большой птицы. Однако ни эта 
попытка соединить «расколотые» части композиции, ни горшок с золотом не 
позволили примирить подгруппу «бегства» с подгруппой «борьбы». После обсуждения 
нескольких вариантов названия группа остановилась на названии «Может быть, да…, 
может быть, нет».
Рис. 2 Фреска второй группы
Во время общегруппового обсуждения участники группы отметили, что название в 
значительной мере отражает процесс создания фрески и переживаемый группой 
конфликт.
Интерпретация. Фреска поделена на две равных части. Левая часть (прошлое) 
выглядит наиболее интегрированной как в плане идеи, так и набора образов. 
Произошло псевдосплочение, когда две самостоятельных пары попытались 
объединиться. Грустное настроение и агрессивная энергия соседствуют друг с 
другом под облаками, которые напоминают фигуру, устремленную к радуге, птице и 
солнцу. Капли попадают лишь на одно дерево и один цветок, но не достигают земли 
и зонтиков. Хотя тропинка не доходит до левой границы рисунка, она достигает 
птицы (несмотря на возражения автора этого образа) справа. Поверх желтого 
солнца нарисовано оранжевое, что также говорит о конфликте.
Центральная часть фрески отражает текущий момент в развитии группы. Лист, на 
котором создавалась фреска, располагался в коридоре рядом с табличкой 
«Лаборатория Дэйва Горровея по изучению депрессии». Было ли это случайно, или 
табличка повлияла на депрессивную тематику, характеризующую начало рисования? 
Мог ли смех, доносящийся время от времени из кабинета снизу, где проходило 
занятие тренинговой группы, вызвать у участников воркшопа зависть и заставить 
ее перейти от депрессивной тематики к более оптимистичной теме? Несмотря не 
переход от дождя к солнцу – слева направо – группа «бегства» заняла затем 
центральную часть (настоящее). Путь же в будущее был заблокирован при этом 
изображением птицы. Она может восприниматься как выражение протеста против 
отрицания чувств грусти и утверждение права индивида сопротивляться давлению 
группы. Образ птицы также служит границей между реальностью и ирреальностью.
Следует обратить внимание на то, что образ птицы, несмотря на его вызывающий 
характер,  напоминает скелет и выполнен бледными цветами. Он может служить 
слабым напоминанием о реальности, о том, что группа расколота на две половины. 
Одна из участниц группы сказала, что «птица защищает своих птенцов». На самом 
же деле она является символическим выражением защиты всех членов группы, 
поскольку контейнирует ее расщепленные части. Она соединяет полярные элементы, 
связывая радугу с солнцем.
Парадоксальным образом, та группа, которая выражала идею гармонии и единства, 
стала агрессором, а объектом ее нападок стала та группа, которая вела себя 
более независимо. Несмотря на наличие в группе борьбы и конфликта, фреска 
отражает контейнирование противоположностей. В целом фреска не выглядит 
целостной. Можно отметить, что разные образы имеют тенденцию к повторению 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-