|
лица и позах нарисованных персонажей.
Межличностные отношения
Композиционные особенности групповой фрески могут характеризовать роли и статус
участников. Социальная близость или дистанцированность в отношениях между
участниками группы проявляются в том, насколько близко они располагают свои
рисунки друг с другом, и в какой мере они вторгаются при этом в пространство
партнера. Фрески могут характеризовать общий уровень развития группы; его
повышение может быть подтверждено путем повторного рисования фрески. Созданные
участниками воркшопов фрески отражали краткую историю существования групп, и
лишь одна фреска говорила о длительном периоде ее работы. Серия фресок,
созданных одной группой за определенный период времени, может быть рассмотрена
в трех аспектах: (а) как характеризующая группу в целом историю ее развития;
(б) как индикатор ролей и позиций участников и их изменений с течением времени;
(в) как свидетельство формирования подгрупп в процессе развития группы и ее
движения к интеграции и зрелости.
Организация и интеграция фрески
Двумя показателями, которые характеризуют способность группы к решению проблем,
в данном случае – проблемы совместного создания групповой фрески – являются
следующие: (а) проявления хаоса и дизорганизации, с одной стороны, и порядка,
единства и гармонии, с другой стороны; (б) уважительное отношение к границам
других участников группы и тому, что они привносят в групповую фреску.
Целостная фреска выглядит так, будто ее создавал один человек, и отражает
высокий уровень развития группы.
Группы и их фрески
При описании групповых фресок местами приводятся слова участников группы.
Некоторые их высказывания были сделаны в процессе создания фресок, некоторые –
во время групповых обсуждений, либо во время индивидуальных бесед, проведенных
уже после окончания воркшопов.
Первая группа: сообщество незнакомцев
(Тема фрески: «Времена года», Рис. 1)
Описание группового процесса. Группа не планировала фреску. Рисование началось
с левого верхнего угла с абстрактных геометрических элементов. Они вскоре
заняли весь левый край листа. Рядом с ними вскоре появилось нечто напоминающее
глазастое насекомое, но ее автор был обеспокоен тем, чтобы фигура «не заняла
слишком много места». Работавшая справа пара переживала конфликт. Мужчина,
проводивший линии в нижней правой части рисунка, почувствовал, что в его
пространство вторгается гора, нарисованная плотными синими линиями.
Рис. 1 Фреска первой группы
В центре оставалось свободное место, но оно было вскоре занято уверенно
нарисованным месяцем. Его автором явилась женщина. Она призналась, что
испытывала чувство стыда, когда увидела, что месяц делит фреску пополам. С
одной его стороны оказалось то, что участники группы затем назвали
«абстрактными образами», а справа – то, что было названо «нечто не очень
приятное, но реалистичное». Рисовавшая в центре участница почувствовала
потребность в том, чтобы связать обе половины фрески, и нарисовала небольшое
дерево и поместила его в круг. Она была пассивна при работе в вербальных
группах, но проявила себя более активно в изобразительной деятельности. Члены
одной подгруппы даже похвалили ее за смелость и сказали, что почувствовали себя
более защищенными, когда она нарисовала месяц, в то время как другая группа
выразила ей свое неодобрение, поскольку она заняла слишком много места.
Борьба за территорию в этой группы больше проявилась в фантазиях участников.
Одна участница с художественными навыками хотела изобразить большое дерево в
центре, но удержала себя от этого. Вскоре место, где она хотела его поместить,
оказалось занято. Некоторые участники признались, что чувствовали себя более
безопасно, следуя за инициативой других. Значительная часть группы предпочла
рисовать на стороне абстрактных образов и подавила в себе потребность
уравновесить две половины более яркой раскраской правой половины. Группа не
спешила заполнять правый угол фрески и, наконец, решила заполнить его названием.
Интерпретация. Фреска группы, состоящий из незнакомых друг с другом людей,
характеризуется дисгармоничностью. Имеется множество вертикальных, угловатых
линий, указывающих на агрессию и дух соревнования. Присутствие циркулярных
линий не смягчает общее впечатление от работы. Очень мало горизонтальных линий,
которые свидетельствовали бы о пассивности.
Фреска фактически делится на две части изображением месяца. Одна часть при этом
состоит из абстрактных, другая – из реалистических элементов, что указывает на
внутригрупповой конфликт. Можно ли обилие абстрактных форм рассматривать как
компенсацию недостатка художественных навыков? Похоже, что изображение
реальности было в этой группе рискованным.
Изображение месяца отделяет прошлое от будущего, оставляя мало места для
настоящего. Хотя более яркие цвета слева указывают на значимость прошлого опыта,
изобразительные элементы слева мало интегрированы. Группа без какой-либо
истории характеризуется слабым центром, подчеркивающим краткость ее
существования. У нее нет будущего, а потому правая часть рисунка выполнена
бледным цветом, а элементы здесь слабо связаны друг с другом. Слабые попытки
объединить разделенные два плана фрески проявляются: (а) в растущем в центре
небольшом деревце; (б) в окружности, которая охватывает это деревце и вершину
одной из гор; (в) в серии наклонных линий; (г) в названии, занимающем правый
нижний угол, выполненном ярким цветом и в какой-то мере уравновешивающем две
части.
|
|