Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: М. Розен и Э. Мейро - Исследование группы через ее изобразительную деятельность на основе системного подхода
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
собственного «я». Конфликт с ведущим находит свое разрешение, когда участники 
группы начинают осознавать проективный характер образа «плохого ведущего».
Вторая стадия: ориентация на группу
Основной задачей второй стадии развития группы является сепарация-индивидуация 
или достижение функциональной независимости участников от ведущего. Ощущая свою 
способность действовать вопреки и помимо воли ведущего, участники группы могут 
переживать самоочарованность. Они испытывают удовольствие от независимого 
положения. Группа впадает в самоидеализацию и сомоопьянение собственной 
независимостью. По мере нарастания сплоченности участники могут испытывать 
ощущение «слияния» друг с другом и подчинения воле группы. Происходит дробление 
группы на подгруппы как отражение попыток ее членов сбалансировать ощущение 
взаимной близости и дистанции. При этом усиливается чувство разочарования и 
происходит деидеализация группы. Слепое доверие друг другу сменяется недоверием 
и подозрительностью. Усиливаются шизойдные переживания пустоты, отчуждения и 
отчаяния. После переживания таких чувств усиливаются тенденции тестирования 
реальности и валидизации опыта на основе согласия. Функциональные подгруппы 
помогают группе перейти на следующую стадию развития.
Третья стадия: ориентация на цель и контекст
Основной задачей развития группы на этой стадии является достижение ее 
участниками функциональной независимости. Зрелая группа способна переживать 
конфликт и системную трансформацию благодаря дальнейшему выявлению и интеграции 
сходств и различий. «В дальнейшем ведущие темы группы не меняются, изменяется 
лишь способность ее членов с ними работать» (Agazarian, 1992, P. 21).
Параметры оценки групповой фрески
Для оценки четырех фресок, созданных участниками форкшопов, авторы статьи 
использовали следующие параметры. Они были выделены на основе адаптации работ 
Хеммера (Hammer, 1971), Маховера (Machover, 1949) и Рихмана (Richman, 1977).
Организация пространства и расположение элементов
Организация пространства групповой фрески показывает , как отдельные члены 
группы, а также подгруппы и группа в целом организуют свое жизненное 
пространство. То, как группа при создании фрески распоряжается границами листа, 
характеризует ее отношение к границам, разделяющим групповое пространство и 
пространство внешней среды. Отношение же к личному пространству проявляется в 
том, как участники группы располагают свои индивидуальные рисунки на общей 
работе, наблюдается ли при этом избегание контакта, вторжение в рисунки других.
Расположение индивидуальных рисунков в пространстве фрески говорит об уровне 
ассертивности участников, их статусе и особенностях психических процессов в 
момент создания фрески. Так, например, центральное расположение рисунка говорит 
о преимущественной связи их материала с настоящим, расположение слева – о связи 
с прошлым, а расположение справа – о связи с будущим. Элементы, расположенные 
слева, отражают возвышенные идеалы и проявление фантазии; расположение на 
уровне земли – связь с реальностью, иногда также депрессивные переживания, 
зависимость, а расположение ниже уровня земли или воды – проявления 
бессознательного.
Характер линий
Линии могут характеризоваться разной степенью нажима, а также передавать разные 
типы движения и его направленности. Нажим характеризует внутреннее напряжение и 
уровень ассертивности индивида или группы в целом. Типы контакта участников 
группы  друг с другом отражаются в вертикальной, горизонтальной или циркулярной 
направленности линий. Преимущественно горизонтальная направленность линий 
говорит о том, что участники группы взаимодействуют как равные; их вертикальная 
направленность – о потребности в иерархическом структурировании и борьбе за 
власть и авторитет. Циркулярные линии указывают на то, что у участников группы 
преобладают общегрупповые интересы. Эмоциональные, познавательные и 
поведенческие аспекты личности участников и группы проявляются в особенностях 
линий. Так, например, уверенные прямые линии характеризуют эмоциональные, 
спонтанные проявления. Неуверенные линии свидетельствуют об обсессивности, 
склонности к интеллектуализации.
Форма и содержание
Разные формы и их содержание в групповом рисунке являются символическим 
выражением информации об индивидах и группе. Интерпретация рисунков аналогична 
интерпретации сновидений. При интерпретации сновидений клиент должен прежде 
всего описать свои переживания словами. Благодаря конкретности и наглядности 
рисунка его автор и зритель (психотерапевт) могут проникнуть в его скрытое 
содержание. Вербальные ассоциации со сновидениями и рисунками также помогают 
раскрыть индивидуальные и групповые значения символов.
 При анализе групповой фрески ее содержательные элементы и темы должны 
рассматриваться в единстве с формальными особенностями. При этом должны 
учитываться проявления в рисунке особенностей группового взаимодействия и 
поведения.
Цвет
Цвет является символическим выражением индивидуальных и групповых характеристик.
 Яркость аффектов коррелирует с яркостью цвета. Способ наложения цвета 
(уверенный или неуверенный) часто тесно связан с характером линий.
Размер
Размер индивидуальных элементов групповой фрески говорит о статусе участников и 
их тенденции к доминированию или подчинению.
Настроение и аффект
Эмоциональные проявления в рисунке проявляются в цвете, характере линий, 
расположении в пространстве рисунка (сверху или снизу), а также в выражении 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-