|
процессе усвоения (интериоризации), пытается создать что-то свое [2].
К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен
значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических,
корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много
исследований отечественными и зарубежными учеными в области психологии
творчества, по мнению многих ученых, нет целостной его концепции, которая
отвечала бы запросам философской, искусствоведческой, психологической и т. д.
мысли.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологической
практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в
терапевтических, корректирующих и развивающих целях.
Различные аспекты проблемы изобразительного творчества, взаимосвязь
художественной деятельности и личностного развития индивида рассмотрены
отечественными учеными Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Б. М.
Тепловым и др. Л. С. Выготский пишет: «Наши переживания и эмоции являются
источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных
искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия
«темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для
развития способности к сочувствию и состраданию другим» [14, с. 236]. Искусство
является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие,
помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в
нормальной жизни». Рисование не просто способствует развитию, но и связывает
между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь,
мышление) [там же, с. 235].
Исследования С. П. Иванова, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, П. В.
Симонова в области проблем художественной деятельности связаны с решением
задачи ее психологического наполнения, психологической операционализации. Этим,
вероятно, объясняется большое внимание исследователей к таким важным вопросам,
как, например, взаимосвязь творчества и художественной деятельности, ее
психологическая роль в социализации человека и в освоении культуры, генезис
общих и специальных способностей. Исследовано, что изобразительная деятельность
облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению
поведения в работах М. Е. Бурно (1989), Р. Б. Хайкина (1982) и др.
В работах Л. А. Венгера, Н. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. И. Кириенко,
О. И. Никифоровой и других ученых анализируются отдельные наиболее важные
проблемы личностного, эмоционального развития в художественной деятельности. Не
менее важным в творческом процессе является и эстетическое переживание, которое
возникает в процессе создания художественной продукции. В своих исследованиях А.
А. Попель, В. В. Рыжов отмечают, что «способность к творчеству является
универсальной характеристикой человека, что каждый человек от природы способен
творить, и творчество пронизывает любые формы деятельности человека» [42]. По
мнению К. А. Абульхановой-Славской, эстетическое, этическое переживание — это
результат своеобразного искусства личности непосредственным образом
воспринимать красоту мира или другого человека так, чтобы само переживание
становилось ценностно [1]. Можно сказать, что эти переживания — не исходный
пункт, а итог, результат личностного, эмоционального соединения с
действительностью. И этот результат, в известном смысле, является самоцелью и
самоценностью.
Возможности творчества не обозначить, так как его грани неисчислимо
множественны. Мы согласны с мнением Л. Э. Панкратовой, что проблема творчества
— одна из тех, какие в философии являются вечными. На каждом крутом вираже
развития философской мысли она поворачивается то одной, то другой из своих
многочисленных граней. Обозначим основные творческие возможности в рамках
нашего исследования (рис. 1.).
Рис 1. Возможности творческого взаимодействия в модели арт-терапии
Методология, интерсдисциплинарная теория, технология арт-терапии
В продолжение теоретико-методологического обзора арт-терапии, остановимся
на ее методологии, интердисциплинарной теории и технологическом уровне.
Методология арт-терапии продолжает находиться в стадии становления,
собственно, как интегративная отрасль научного знания Особенностью методологии
арт-терапии является то, что она отражает интеграцию теорий, концепций, методов
познания психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук [28, 32].
Центральное место занимает психология с разнообразием теорий влияния и места
творчества в жизни и деятельности человека. Развиваясь на основе межнаучного
подхода, арт-терапия заимствует некоторые фундаментальные теории и
прогрессивный практический опыт психологии, психотерапии, искусства, и, прежде
всего изобразительного, а также музыки, драмы, литературного творчества и т. д.
Потребность в таком заимствовании объясняется не только «молодостью»
мультидисциплинарной отрасли, сколько деликатностью объекта арт-терапии —
психологическое здоровье человека как одного из наиболее сложных явлений
материального мира [32]. Представим в виде модели (рис. 2) нашу точку зрения на
некоторые, наиболее выраженные и очевидные взаимосвязи арт-терапии, для
применения ее в профессиональной деятельности менеджера. Данная модель
сформулирована на основе схемы мультидисциплинарных связей арт-терапии с
другими науками Л. Д. Лебедевой [32].
Рис. 2. Модель мультидисциплинарных связей арт-терапии
Взаимосвязь арт-терапии с гуманистической психологией обусловливает
|
|