|
Феминистский подход, в более широком смысле гендерно-ориентированное
направление, связанное, связанное с изучением влияния традиционной культуры и
социальных норм на отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением
сексуального поведения людей нетрадиционной сексуальной ориентации (В. Мартин,
М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).
Интегративное направление, отражающее одновременное или последовательное
применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной
экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).
Социально-конструкционистское или нарративное направление, тесно
связанное с использованием различных моделей анализа системы: отношений и
поведения клиента и интерпретации его изобразительной продукции, включая
«множественную интерпретационную стратегию» (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как
отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода
арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной
работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В
последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают
исследовательскую позицию [5].
Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности
Основополагающей для арт-терапии является ее связь с искусствознанием,
психологией художественного творчества, социологией искусства. Знания в этих
областях необходимы для понимания сущности функций искусства, и понимания роли
искусства в социальной, духовной жизни человека и общества. Без этой основы
невозможно осознание возможностей и особенностей, регулятивной и
коммуникативной функций искусства и разработки этого направления в
психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера. В. С.
Соловьев отмечал, что задача искусства вообще: это превращение физической жизни
в духовную, то есть в такую, которая, способна внутренне преображать,
одухотворять материю, и свободна от власти материального процесса. (Это самый
важный вопрос, на который опирается общая концепция арт-терапии в
психологическом обеспечении менеджера.) Я. Мукаржовский, чешский исследователь
эстетики и теории искусства: «Одна из важнейших задач искусства находить путь к
действительности, указывать человеку объединяющую точку зрения, с которой можно
осмотреть действительность и понять пронизывающие ее связи. Искусство, которое
мы называем современным, принимает на себя именно эту функцию и с ее позиции
хочет и должно быть оцениваемо» [36]. Современное искусство нередко берет на
себя психотерапевтическую функцию. Как отмечает Ю. Соболев, в настоящее время
нет существенных границ, которые отделяли бы научные психотерапевтические
методы от стратегий искусства. Их языки не обособляются, друг от друга… В
арт-терапии можно очень широко применять стратегии современного искусства. И
наоборот — интуитивно или сознательно, но многие приемы арт-терапии
используются сейчас художниками» [58, с. 50]. Очень важным для этого сближения
является в частности, что современное искусство апеллирует к личному
творческому началу всех людей, стремится к получению опыта психологических
изменений, освоению новых ролей и поведения. Следует обратить внимание, что
основным направлением в современной философии, науке, искусстве, является
постмодернизм, он выражает основные тенденции современной культуры.
Постмодернизм отражает в разных формах изменение психологических потребностей
современного человека, характеризует изменение способов их предъявления. Все
это диктует необходимость рассмотреть влияние постмодернизма на задачи
психотерапии. А. Блатер, придерживается следующего мнения, что ускоренное
технологическое развитие в конце 1960-х привело к радикальному изменению
качества жизни. Этот творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию
личности. И хотя есть весьма спорное утверждение, что в своей крайней форме
философия постмодернизма отрицает объективное и измеряет истину лишь
субъективным опытом. Все же следует признать, что такой конструктивистский
подход, без сомнения, приложим к большинству категорий человеческого опыта,
особенно, это относится к психологической, психосоматической, общественной,
культурной, духовной и подобных им сфер деятельности. С другой стороны,
творчество как основополагающий принцип, призывает к постоянной готовности
пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента. Среди
практических задач психотерапии в эпоху постмодерна, он выделяет следующие:
1. Сделать творчество основополагающей ценностью.
2. Помочь построить клиентам историю их собственной жизни с элементами
приключения и героического эпоса.
3. Помочь клиентам выработать трансперсональную (выходящую за пределы личности)
перспективу как основу мировоззрения.
4. Помочь индивиду шире использовать метафору многообразного Я — не столько для
того, чтобы синтезировать или контролировать его, сколько для того, чтобы
предоставить свободу выражения различным его составляющим.
5. Помогать людям больше узнавать о других людях и культурах [71].
Необходимо, отметить мнение Б. Г. Ананьева, о задачах психологии
искусства. Понятие «интериоризация», отражает превращение внешнего во
внутреннее, объективного в субъективное, характеризует линию превращения
социального в индивидуальное, линию развития человека как сына общества, народа.
Есть и другой, более активный эффект социализации — экстериоризация —
превращение внутреннего во внешнее. Это вид любой творческой деятельности.
Механизм интериоризации в области искусства часто независим от человека,
который выступает в роли зрителя, слушателя в течение всей жизни (например,
благодаря каналам средств массовых коммуникаций). Переход к экстериоризации
происходит именно тогда, когда человек, серьезно переработав все накопленное в
|
|